ЛЕНИНГРАДСКИЙ  КОМИТЕТ РКРП-РПК
Главная Сообщения Документы Листовки Статьи Объявления Книги Наши
галереи
Наша
музыка
Контакты Архив
Г.Коржин  Триптих "Коммунисты" - "Поднимающий знамя" 1960 Г.
 
Товарищ!
Если Ты желаешь:
- Вступить в РКРП-РПК;
- Работать в контакте с
РКРП-РПК;
- Распространять газеты
 РКРП-РПК;
перейди
на страницу
 "КОНТАКТЫ".

  Сообщения

5.12.09

Не хотим больше терпеть!
 (О положении рабочих одного из петербургских ЖЭКов)

«У многих людей существует образ сантехника, который живет себе припеваючи за счет высоких коммунальных платежей, ничего не делает и только деньги вымогает. В реальности припеваючи живут только руководители ЖЭКов, а простые рабочие вынуждены вкалывать за мизерные зарплаты, часто работать по колено в воде в подвалах зимой и летом (многие получили профессиональные заболевания, например, грыжу), да еще и сталкиваться с хамским отношением собственного начальства».

Хотя большинство из нас – наемные работники в частных или государственных организациях, мало кто знает, как обстоят дела у работников других специальностей и на других предприятиях. В этой статье речь пойдет о положении рабочих одного из петербургских ЖЭКов. А именно ООО «Жилкомсервис» Красносельского района Санкт-Петербурга.

Месяц-полтора назад им стало известно о том, что на их предприятии грядут увольнения. Причем узнали они об этом не от начальства, а от мастеров, которым устно приказали готовить списки увольняемых. Под эти увольнения должны были попасть чуть ли не 2/3 всех сантехников ООО «Жилкомсервис». Эта новость стала последней каплей, побудившей рабочих искать способы самоорганизации и борьбы за свои права. А, вообще, дела на предприятии идут плохо уже давно.

ООО «Жилкомсервис» возник около двух лет назад в ходе реформы ЖКХ и находится в Сосновой Поляне. Поначалу руководство обещало достойные зарплаты и хорошие условия труда, но дальше обещаний дело не пошло.

Большинство рабочих (сантехников, плотников, электриков) – это мужчины 30-50 лет. Есть и рабочие из стран СНГ, но они преимущественно работают дворниками.

Сегодня «чистыми» работники предприятия получают 9 700 р. С учетом премий можно получить максимум 11 000 – 12 000 р. Однако премии выплачиваются не всем и не всегда. Например, в этом году работников лишили доплаты за запуск отопления, который в прежние годы оплачивался дополнительно. Существуют и другие способы отнять у рабочих премии: за ошибки одного работника премии лишается вся бригада.

График работы – с 8-00 до 17-00. На самом деле часто приходится работать и до 21-00, особенно в случае аварий. Это внеурочное время, которое по закону должно оплачиваться в двойном размере, рабочим никогда не оплачивается. Более того, стремясь содрать с рабочих как можно больше, руководство идет на прямой обман своих сотрудников. В одну из суббот в октябре этого года всех рабочих предприятия заставили выйти на работу, ссылаясь на какой-то приказ, который, естественно, не был предъявлен, и обещая оплатить этот день в двойном объеме. После завершения рабочего дня им заявили: «Мы вам этот день не оплатим, зато в субботник (добровольный) можете не выходить».

Спецодежда, которую выдали в последний раз, неудобна и не выдержала и полгода, хотя ранее выдаваемая спецодежда служила и 2, и 3 года. А в последнее время спецодежду рабочим, за исключением дворников, практически перестали выдавать вовсе. Инструментов катастрофически не хватает. Бывают случаи, когда на бригаду имеется лишь один перфоратор. При этом в индивидуальных бессрочных трудовых договорах прописано, что каждого работника фирма обязуется обеспечивать инструментами и спецодеждой.

Часто рабочие вынуждены из своих собственных средств покупать недостающие инструменты. В большинстве случаев предприятие не компенсирует им эти затраты, а лишь принимает у рабочих чеки, обещая когда-нибудь вернуть за них деньги.

Вызывает недовольство у рабочих и безалаберная организация работы: расчет нормо-часов непрозрачен и необъективен, работники не уведомлены о нормах оказываемых услуг, управленческий аппарат раздут.

Одним из наиболее неадекватных примеров организации работы является так называемый «план по платным услугам». Платной услугой считается, например, ситуация, когда жилец покупает унитаз и вызывает сантехника из ООО «Жилкомсервис» для его установки. Но как можно требовать выполнения такого плана от рабочего, ведь от него совершенно не зависит, сколько человек в месяц закажут подобные платные услуги? Однако, лишить рабочего премии за невыполнение такого «плана» могут.

Кроме того, рабочих часто заставляют работать бесплатно. Например, обслуживать те помещения, которые руководство ООО «Жилкомсервис» сдает в аренду. Или другой пример. Капитальный ремонт зданий, который в прежние годы выполняли независимые подрядчики, теперь выполняют работники ООО «Жилкомсервис». Вначале эта работа оплачивалась как дополнительная, хотя и за значительно меньшую сумму, чем платили подрядчикам. Ну, а теперь руководство предприятия обязывает рабочих выполнять ее бесплатно, без всяких доплат к зарплате.

Также на предприятии сократили грузчиков, сэкономив на фонде заработной платы. Но потребность в разгрузке, например, фур с радиаторами никуда не делась. Только теперь ее выполняют слесари и другие рабочие. Понятное дело, тоже без какой-либо доплаты.

Вдобавок ко всему, рабочих заставляют обходить квартиры жильцов-должников, что вообще не входит в обязанности сантехников, плотников, электриков и т.д.

Если вы подумали, что при этом количество рабочих в «Жилкомсервисе» выросло, то ошиблись. Вовсе нет. А если сравнить с периодом, когда содержание жилого фонда было обязанностью государства, то картина будет совсем печальной. Рабочие, многие из которых проработали в Сосновой Поляне не один десяток лет, рассказывают, что то количество квартир, которое раньше обслуживало 20 слесарей, теперь обслуживает 5.

Число работников и так уже недостаточно для выполнения всего объема работ, а что уж говорить о том, как будет выполнятся эта работа, если мастеру каждой бригады приказали выбрать для увольнения 3 человека в первый месяц и еще 2 в следующий. При том, что в бригадах, в среднем, по 8-10 человек. Всего же на предприятии занято 324 человека, примерно половина из которых – офисные работники.

Офис жилконторы, кстати, руководство привело в порядок. Сделало ремонт, купило новые компьютеры. Да и само оно не бедствует. Строит себе и своим детям двухэтажные дачи. Кстати, о детях. Сын гендиректора ООО «Жилкомсервис» Мацуль Раисы Дмитриевны работает тут же начальником планово-экономического отдела.

В общем, руководство живет неплохо, а рабочим советует помалкивать. Так недавно начальник участка Патранник Галина Павловна заявила: «И чтоб вы варежку не открывали на зарплату, будете сидеть на голом окладе».

Случаи, когда руководство непосредственно общалось с простыми рабочими, можно пересчитать по пальцам. Все общение идет через мастеров. Только после того, как начальство узнало об образовании нового профсоюза, оно впервые за долгое время снизошло до того, чтобы встретиться с рабочими. Гастарбайтеров запугивают, угрожая уволить или не продлить временный контракт в случае их вступления в этот профсоюз.

Справедливости ради надо отметить, что в ООО «Жилкомсервис» чуть ли не с самого его возникновения есть профсоюз. Но у рабочих он доверия не вызывает. О том, что это за профсоюз, кто там есть, они толком даже не знают. Никаких их прав и интересов он не защищает. Записали в этот профсоюз рабочих незаконно, без их ведома. Никаких заявлений о вступлении в него они не писали. Зато с зарплаты у каждого из них ежемесячно снимают по 300 с лишним рублей т.н. членских взносов. А тем, кто с этим не согласен, в свое время пригрозили увольнением.

У многих людей существует образ сантехника, который живет себе припеваючи за счет высоких коммунальных платежей, ничего не делает и только деньги вымогает. В реальности припеваючи живут только руководители ЖЭКов, а простые рабочие вынуждены вкалывать за мизерные зарплаты, часто работать по колено в воде в подвалах зимой и летом (многие получили профессиональные заболевания, например, грыжу), да еще и сталкиваться с хамским отношением собственного начальства.

А когда, вдобавок, еще и появилась угроза лишиться работы, рабочие решили бороться. Но как бороться? Ни у кого ведь из них нет опыта коллективной защиты собственных интересов. В итоге они обратились в одно из профессиональных объединений, в ОПРТУ. Там им посоветовали зарегистрировать профсоюзную первичку.

Основу ее составили сантехники и плотники предприятия, большинство из которых не только работают в Сосновой Поляне, но и живут здесь же. Иностранные рабочие из стран СНГ, которые также трудятся на предприятии, в профсоюз не входят. Между российскими рабочими и приезжими существуют нормальные личные отношения, но ни о какой поддержке или вступлении в профсоюз со стороны приезжих не может быть и речи, так как они гораздо больше зависят от работодателя, запуганы им и почти бесправны.

По закону новый профсоюз имеет право на собственное помещение, предоставляемое работодателем, и на перечисление членских взносов через бухгалтерию предприятия на свой собственный банковский счет. Руководство ООО «Жилкомсервис» было уведомлено об образовании на предприятии нового профсоюза, но положенного помещения не предоставило. Не стало оно и переводить членские взносы на счет нового профсоюза. А вместо этого гендиректор Мацуль вызвала членов профсоюза к себе для беседы и чуть ли ни впервые решила лично обойти все бригады и поговорить с рабочими, отговаривая их от сотрудничества со «смутьянами».

Так чего же хотят рабочие? Вот их основные требования:

  • - сохранить рабочие места;
  • - начать переговоры по заключению коллективного договора;
  • - повысить заработную плату;
  • - оплачивать проведение капремонта отдельно как дополнительную работу;
  • - отменить план по платным услугам;
  • - вернуть премию за отсутствие жалоб от жильцов;
  • - выдать инструменты и рабочую спецодежду за счет предприятия;
  • - отменить обход жильцов-должников.

Можно не сомневаться, что руководство «Жилкомсервиса» предпримет все, что в их силах, чтобы не дать рабочим добиться того, что они хотят, т.е. сохранения работы и улучшения условий труда. Тем более добиться этого коллективной организованной борьбой за свои права. Какой начальник захочет имеет на своем предприятии подчиненных, которые не дадут себя в обиду и не позволят обращаться с собой, как ему вздумается? Руководство предприятия непременно постарается если не уволить недовольных, то создать для них невыносимые условия труда, вынудив уйти.

Рабочих ООО «Жилкомсервис» ждут нелегкие времена, и у них мало опыта. Им крайне нужна поддержка. В том числе и распространение правды о том, что с ними происходит.

Материал основан на интервью с рабочими ООО «Жилкомсервис» Красносельского района Санкт-Петербурга.

Андрей Пилипенко
http://revsoc.org/archives/2981

Пресс-центр ЛК РКРП-РПК
Контактный телефон:
(812) 274-27-72;  274-28-18,

Начало листа

Главная страница




Почтовый ящик сайта ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru




Hosted by uCoz