НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 Статьи

04.01.2011

Год уходит, Учитель остаётся

Завершившийся 2010 был в России Годом учителя, поэтому было бы интересно узнать, что он принёс учителям.

В конце каждого года нам свойственно подводить его итоги. Завершившийся 2010 был в России Годом учителя, поэтому было бы интересно узнать, что он принёс учителям. Сама идея привлечь внимание общества к проблемам педагогов и повысить социальный престиж их профессии была хороша и гуманна. Но, как водится на Руси, хорошие начинания на крепкой бюрократической закваске часто дают полностью противоположный результат.

Начало "славных дел" было положено в Северной столице 21 января 2010 года. Президент дал торжественный старт марафону длиною в год. Это было время надежд. Как же, наконец, и учителя стали кому-то нужны! Государство проявило о них заботу и обещало больше никогда не оставлять. Надежды были на то, что прекратится дискриминация учителей по региональному признаку, т.е. вне зависимости от региона за соответствующий труд педагог будет получать такую же зарплату, как и его коллега, допустим из Москвы. Ещё надеялись, что Минобрнауки откажется от неправильного в корне принципа, ставящего уровень оплаты труда учителя в зависимость от количества обучающихся в классе. Много было и других надежд. Но чем больше их бывает в начале какого-то дела, тем больше разочарований приносит неудача.

Термин "инновации" не стал новинкой сезона для работников сферы образования. Президент, ещё вступая в должность, обещал построить экономику XXI века с опорой на инновации. Она должна была стать совершенно новой "экономикой знаний". Первые мероприятия Года учителя стали своеобразной платформой для дальнейшего внедрения инноваций в образовательный процесс. Передовой методический опыт и знания, по версии руководителей проекта, должны были передаваться в учительской среде, посредством семинаров и различных конкурсов. При этом, надо сказать, не все педагоги осознают, что такое инновационные технологии и как их применять в образовательном процессе.

Пример простой. Обычная общеобразовательная школа. Средний возраст педагогических работников превышает 50 лет. Это люди, обладающие колоссальным опытом и немалым терпением. Действительно любящие своё дело труженики. Но большой ли у них опыт работы с современными мультимедийными средствами и компьютерами? Могут ли они преодолеть "техническую отсталость" и не загубить при этом сам педагогический процесс? Жизнь показывает, что научиться любой премудрости можно даже в 80 лет. Но не все у нас такие продвинутые и не всем такой опыт пойдёт на пользу. Старшее поколение учителей буквально заставляют выполнять привычную работу в инновационном ключе. Если какой-нибудь школе перепадает государственная субсидия, и на эти средства приобретается интерактивная классная доска (на неё можно выводить информацию, как с компьютера, так и непосредственно при помощи специального стилоса; также она даёт возможность широко применять прикладные обучающие программы), то всех преподавателей поголовно обязывают проводить уроки с использованием этого прогрессивного технического средства. Учителя не любят такую обязаловку. А многие не умеют даже включать чудо-аппарат. Но проблема не в них.

Переучивать "старую гвардию" будет себе же во вред. Ведь если они уйдут из школы, не выдержав подобного насилия, учить детей будет некому. Молодые не рвутся сюда работать. Именно в этом видится основное препятствие для инновационного развития образования. Молодые кадры хорошо обучаемы, и к тому же не испытывают стресса при общении с компьютером и Интернетом, но их силком не затянешь в школу. В подавляющем большинстве молодые люди с педагогическим образованием уходят в сферы, с преподаванием никак не связанные. Поэтому семинары по внедрению инновационного опыта и конкурсы мастерства хоть и являются делом стоящим, но не решают главную проблему - нехватку молодых, талантливых кадров. А ведь во многом ради её решения был задуман и проводился Год учителя. Что же было сделано в этом направлении?

Ещё в начале года президент озвучил инициативу по привлечению выпускников педагогических вузов для работы в школы. Главной приманкой для них должны были стать обещанные государством подъёмные средства. В июне стало ясно, о какой сумме идёт речь, и на каких условиях её можно будет получить. Минобрнауки обнародовало список из 1000 вакансий для выпускников. Всё, что нужно было сделать молодому педагогу, чтобы получить в качестве поддержки 500 тысяч рублей - это устроиться на работу по одной из означенных вакансий и отработать указанный в договоре срок. Получавшие грант, также на время работы обеспечивались муниципальным жильём (в зависимости от условий и региона это могла быть комната в общежитии, в коммунальной квартире или частный дом).

Тысяча вакансий на всю Россию! Это капля в море. Учителей в России 1,36 млн., они распределяются по 53 тысячам школ (из которых 34 тысячи сельских и 19 тысяч городских). И даже 500 тысяч рублей не спасут положение, когда молодой специалист придёт в школу. Скорее всего, это будет проблемная школа на селе, где давно отсутствует, допустим, учитель по английскому языку. Условия там, мягко сказать, будут приближены к боевым. Шаткая дисциплина сельской ребятни, отчаянная схватка с сельсоветом за положенные квадратные метры, борьба с отопительной техникой вроде "буржуйки" - всё это заставит задуматься о том, так ли необходимы дарованные государством деньги.

В итоге молодёжь бежит из школы. Даже те, кто пришёл туда по велению сердца, а не ради получения господдержки. Причина всё та же - низкая зарплата. При этом курс правительства явно направлен на дальнейшую коммерциализацию школы. Неэффективную социалку стремятся сбросить с государственной шеи, заставляют бюджетные учреждения зарабатывать самим, но учителя что при автономии, что при полном бюджетном дотировании по-прежнему имеют доходы, несовместимые с жизнью. Как это объяснить?

Год учителя дал нам ответ на этот и ещё на один вопрос - куда направят российскую образовательную систему. Будущее её уже определено и всё, стало быть, поделено. Учителям нечего беспокоиться о чужих деньгах. С 1 января нового 2011 года вступает в силу ФЗ №83 - федеральный закон от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Отныне из бюджета будет покрываться только стоимость выполнения государственного задания по предоставлению бесплатного образования гражданам. Норма этого задания остаётся неопределённой. Это может быть и 3 часа в неделю, может и больше. Всё выходящее за рамки этого заказа считается "платной образовательной услугой". Школы, чтобы не сидеть на голодном пайке, будут вынуждены расширять сферу таких услуг. При этом автономные учреждения окажутся предоставленными самим себе, регулировать их деятельность будет только всесильная рука рынка. Да-да, именно через школы она потянется в карманы к заботливым родителям. В рамках ООО "Школа" будут работать только профессионалы, знающие цену себе и услуге, которую они оказывают.

Но можно ли будет назвать их таким большим и важным словом "Учитель"? Учитель - слово гордое. Тот, кто носит это благородное звание, никому не навязывает свои "услуги". О своём деле он говорит как о чём-то более глубоком, нежели, чем "услуга". Государство же заставляет смотреть на деятельность педагога с высоты корыстных интересов. "Бизнес есть бизнес - ничего личного". Если навязывается такое отношение, нужно быть последовательным во всём. Тем не менее, последовательности в действиях чиновников не видно. Коммерциализация социальной сферы пока не привела к улучшению жизни занятых в этой сфере людей. Преступно и неоправданно вести себя так, потому что это способно уничтожить всю систему бесплатного всеобщего образования. В итоге останется только небольшое число частных школ. К тому и идём семимильными шагами. Подписав Федеральный закон №83, президент практически уже вынес смертный приговор качественному массовому образованию.

Однако Учитель не хочет сдаваться. В сёлах, в больших и маленьких городах в обычных школах работает этот гордый человек. Год учителя завершается, но тот вовсе не хочет уходить со сцены. Он видит, что его обманули, но не знает что делать. И тогда он пишет открытое письмо премьер-министру, в котором требует отказаться от не оправдывающей себя политики, забыть о пагубной для образования идеологии "образовательной услуги", поддержать молодых специалистов и прочее и прочее. Учитель не хочет уходить. 25 тысяч таких Учителей подписываются под петицией, обещая начать забастовку в случае, если их требования не будут выполнены. Это было в ноябре. Прошло больше месяца. 17 декабря в Москве президент участвует в торжественной церемонии закрытия Года учителя. Однако ни президент, ни премьер так ни словом и не обмолвились по поводу предъявленных учителями требований. Видимо, следует считать, что Год прошёл успешно. К тому же, по заявлению президента, всё только начинается.

Трофимов Павел


РКРП-РПК #0

Источник http://rksmb.ru/get.php?4224


Начало листа

Главная страница




Почтовый ящик ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru




Hosted by uCoz