Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под
Площадью Победы.
Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный
переход современной России - грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие
множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в
том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного
времени. С одной стороны - жизнь мирных жителей, с другой - жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность - сильный холодный ветер. В этом месте,
кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное "кольцо" монумента - символ разорванной блокады
Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре "кольца" -
скульптурная группа "Блокада":
Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного
"кольца".
Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу.
Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу
памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой
тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается
очень глубоко и полно.
Вид из центра зала в направлении входа:
Вид из центра зала в направлении выхода:
Цитата с официальной web-страницы
музея:
"Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из
гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений
установлено 900 светильников — по числу блокадных дней. На стенах надписи: в
вестибюлях— названия предприятий города и области, работавших для фронта, в
зале— названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили
ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком
метронома— это звуковые документы эпохи."
Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда.
Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно "Блокада" и "Салют
Победы", работы выдающегося советского художника - Мыльникова Андрея Андреевича.
Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной
работой
"Клятва Балтийцев". Мозачиные панно мемориала были выполнены под его
руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.
Первая мозаика, слева от входа в музей - "Блокада".
Разбитая на три части - три года блокады, она повествует нам о событиях,
произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во
время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск - его
выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над
Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов - зенитные орудия охраняют
жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с
собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом
Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат -
многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения - люди с кульками
вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою
знаменитую Симфонию №7 - музыкальный символ блокады Ленинграда.
Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после
установления блокады:
В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться
атмосферой блокадного времени:
Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы - немые свидетели эпохи:
Одно из заявлений группы добровольцев:
Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите
Ленинграда:
Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:
Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:
Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921
г.р.:
Билет члена ВКП(б):
Те, кто могли держать оружие и сражаться, - ушли на фронт. Женщины, старики,
дети - оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:
А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:
Один такой кусочек - суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и
бойцов, не находящихся на передовой. Два - норма для рабочих, занятых на
производстве. Четыре - для бойца на передовой. Рядом - гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: "Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили
заводы - жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда
на заводе, особенно в военное время... Показатели успеваемости учебы в школах в
годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был
немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами."
Сейчас нам это и представить страшно - в таких условиях выживание кажется почти
невозможным.
Но советские люди не просто выжили - они трудились на заводах, снабжая фронт
патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:
Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:
Занимались живописью:
Музыкой:
И многим другим...
В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения
трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились
в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба.
Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для
этой победы.
И они победили!
Рельефная схема операции "Искра" - прорыв блокады:
Победа давалась не легко...
Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена
воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:
Знамёна некоторых воинских формирований:
И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно "Победа", на котором умелое сочетание красного,
белого и черного цветов дает ощущение того самого "праздника со слезами на
глазах". На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части - она
воспринимается одим днем - радостным и одновременно горьким салютом Победы.
И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После
посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза
обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом - символы нашей
эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей,
сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на
дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую
наши предки заплатили за нашу возможность жить.
В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна
статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить
музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность - лично посетить музей. К
счастью, пока что это недорого - 100р взрослым; школьникам - 60р; студентам и
вовсе бесплатно.
PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев
может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы,
подтверждающие статус школьника или студента.