8 ноября 2010 года, Санкт Петербург
За последние несколько лет в России произошли события, которые вынуждают нас начать активное продвижение инициатив законодательного характера с целью защиты прав и интересов трудящихся, членов профсоюза и профсоюзных активистов.
К таким событиям можно отнести:
1. Негативную реакцию работодателей и органов государственной власти на попытки отстаивания трудящимися своих прав и интересов законными способами, в том числе с использованием забастовок;
2. Препятствование недобросовестными работодателями праву работников на организацию профсоюзов. Преследование рабочих активистов в виде увольнений и акций устрашений. Бездействие органов государственной власти при обращении к ним с целью пресечения правонарушений в сфере труда;
3. "Мировой финансовый кризис", который в России принял наиболее уродливые формы и в результате которого работодатели (бизнесмены), как молотом прошлись по правам трудящихся, усилив эксплуатацию работников и снизив их доходы и благополучие их семей.
Предлагаемые нами инициативы законодательного характера, (прилагающиеся к настоящему письму) являются предложениями по изменению Трудового Кодекса Российской Федерации, которые были обсуждены первичными профсоюзными организациями МПРА и одобрены Советом Профсоюза.
Мы осознаем, что столкнемся с агрессивным сопротивлением недобросовестных бизнесменов (работодателей) и их представителей (лоббистов) в государственных структурах, в том числе и в законодательных органах власти.
Мы осознаем то, что ресурс (финансовый и административный), который имеют бизнесмены (работодатели) значительно превышает ресурсы и возможности трудящихся в России.
Но мы также знаем, что противопоставить всему этому можно нашу солидарность - солидарность трудящихся и их представителей. Абсолютная истина, которой мы руководствуемся в данной ситуации в словах нашего соотечественника профессора Рубинштейна С.Л.: - "Желания человека не исполняются сами собой. Идеи и идеалы не обладают магической силой самореализации. Они становятся реальностью лишь тогда, когда за ними стоит действенная сила преданных им людей, умеющих преодолевать трудности. Их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления".
От имени членов нашего профсоюза мы заявляем, что данные инициативы являются нашей консолидированной позицией в части изменения Трудового законодательства, и мы готовы их отстаивать всеми доступными способами. Руководствуясь интересами трудящихся, мы выдвигаем предложения как ответ на существующую российскую реальность и попытки бизнесменов навязать общественности и продавить изменения Трудового законодательства, ухудшающие и без того унизительное положение работников.
Обращаемся ко всем представителям братских профсоюзов, трудящимся России, а так же к руководству политических партий, заявляющих себя защитниками интересов рабочих, с предложением поддержать наши поправки в ТК РФ и предпринять все возможные усилия для их реализации. Призываем отбросить все разногласия, имеющиеся среди общественных организаций и политических партий и консолидировать свои усилия в интересах трудящихся и их семей.
С солидарным приветом,
Председатель МПРА А. Этманов
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по изменению трудового законодательства
Внести в Трудовой кодекс РФ следующие изменения.
Статья 24 ТК РФ:
После слов "основными принципами социального партнерства являются" дополнить словами: "участие в коллективных переговорах и разрешении трудовых споров на основе принципа добросовестности".
Статья 73 ТК РФ:
Часть 2 изложить в следующей редакции: Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы работнику выплачивается заработная плата в размере среднего заработка, если более льготное условие не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре или ином внутреннем локальном акте работодателя.
Статья 91 ТК РФ:
Абзац 2 изложить в следующей редакции: Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 35 часов в неделю.
Статья 108 ТК РФ:
Часть 1 изложить в следующей редакции: В течение рабочего дня (смены) работнику должны быть предоставлены перерывы для отдыха, питания и посещения уборных. Продолжительность перерывов для отдыха и посещения уборных должна составлять не менее 7% рабочего времени и включаться в рабочее время. Продолжительность перерыва для питания должна составлять не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Примечание: соответствующие изменения необходимо внести в ст. 92, 94 Трудового кодекса РФ.
Статью 109 ТК РФ изложить в следующей редакции:
На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, а также работникам, работающим при температуре воздуха на рабочих местах ниже допустимых величин, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
Работникам, работающим при температуре воздуха на рабочих местах выше допустимых величин, предоставляются специальные перерывы для отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работодатели обязаны ограничивать пребывание работников на рабочих местах в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в случае отклонения температуры воздуха на рабочих местах от допустимых величин.
Статья 142 ТК РФ.
Часть 2 изложить в следующей редакции: В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 5 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Далее - по тексту.
Часть 3 дополнить положением следующего содержания: Время приостановления работы работником в связи с задержкой выплаты заработной платы оплачивается работодателем в размере среднего заработка.
Внести в Трудовой кодекс статью 143.1. и изложить ее в следующей редакции:
143.1. Премиальная система оплаты труда.
Премиальная система оплаты труда - система оплаты труда, которая применяется в сочетании с повременной, сдельной или иными системами оплаты труда, предусматривающая выплату работникам дополнительного дохода в виде премий за определенные условия труда. Выплата премий работникам осуществляется на основе заранее установленных показателей и условий премирования, определенных в локальных нормативных актах работодателя или коллективном договоре, принимаемом в соответствии со ст.372 ТК РФ. Показатели и условия премирования должны быть прозрачными и понятными как для работодателя, так и для работника.
Общий размер всех начисляемых работнику премий (доплат и надбавок стимулирующего характера) не может превышать 10% его тарифной ставки, оклада (должностного оклада).
Статья 398 ТК РФ.
Часть первую изложить в следующей редакции:
"Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателями (их представителями) и работниками организации (филиала, представительства, структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, а также представителями работников по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".
Кроме того, внести соответствующие изменения в статьи 399, 400, 410, 412 и 413 ТК РФ с тем, чтобы субъектом соответствующих отношений аналогичным образом признавались работники организации (филиала, представительства, структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, а также представителей работников
Часть 3 изложить в следующей редакции:
"День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) или индивидуального предпринимателя об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не сообщение работодателем (его представителем) или индивидуальным предпринимателем в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также день подписания протокола разногласий в ходе коллективных переговоров".
Дополнить Трудовой кодекс РФ статьей 398.1.
"Статья 398.1. Другие виды забастовок.
В целях реализации основных конституционных прав и свобод человека и гражданина признается право на проведение забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти всех уровней.
Выдвижение в защиту таких прав требований, которые в уведомительном порядке направляются работодателю и соответствующим органам государственной власти, а также объявление забастовки происходит на условиях и в порядке, установленным настоящим Кодексом, но без прохождения примирительных процедур.
На возглавляющем забастовку органе лежат обязанности по обеспечению в период забастовки порядка, необходимого для сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, согласно установленного перечня минимума таких работ (услуг)".
Статья 399 ТК РФ.
Часть 2 изложить в следующей редакции:
"Требования, выдвинутые работниками и (или) иным представительны органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Требования профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов), действующих в организации (филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении) выдвигаются в порядке, предусмотренном их уставами. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю".
В статье 399 в части 3 слова "более половины" и слова "не менее двух третей" заменить словами "не менее половины".
Часть 6 изложить в следующей редакции:
"Требования профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов) выдвигаются в порядке, предусмотренным их уставами и направляются соответствующим сторонам социального партнерства".
Статья 403 ТК РФ.
Ввести новую часть 2 следующего содержания:
"При недостижении сторонами согласия в отношении приглашения посредника и(или) создания трудового арбитража работники или представляющий их профсоюз, имеют право приступить к проведению забастовки не ранее чем через десять рабочих дней после подписания протокола разногласий примирительной комиссии или истечения срока рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией".
Части 2-4 ст.403 считать соответственно частями 3-5 ст.403 ТК РФ.
Добавить статью частью 6 следующего содержания:
"После подписания протокола разногласий или истечения срока рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора имеют право приступить к переговорам о создании трудового арбитража. В случае недостижения сторонами коллективного трудового спора согласия о создании трудового арбитража стороны работники, или представляющий их профсоюз, имеют право принять решение о проведении забастовки не ранее чем через три рабочих дня после подписания протокола разногласий посредником или истечения срока рассмотрения коллективного трудового спора посредником".
Статья 404 ТК РФ.
Часть 2 изложить в следующей редакции:
"Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим органом по урегулированию коллективных трудовых споров с учетом сроков, указанных в ст. 403 настоящего Кодекса".
Статью 410 ТК РФ изложить в следующей редакции:
Решение об объявлении забастовки принимается представительным органом работников, ранее уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается выборным органом первичной профсоюзной организации данного работодателя без проведения примирительных процедур.
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.
Статью 412 ТК РФ изложить в следующей редакции:
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В организациях, перерыв в деятельности которых может привести к возникновению опасности для жизни, безопасности и здоровья всего или части населения, в важнейших государственных службах, а также в организациях, в которых масштабные и продолжительные забастовки могут спровоцировать острый национальный кризис, ставящий под угрозу нормальные условия существования населения, в период проведения забастовок должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг).
Перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки, утверждаются на уровне отрасли (подотрасли) экономики либо профессии, на уровне субъекта федерации, а также непосредственно в организациях (филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях) исключительно в отношении работ (услуг), указанных в части третьей настоящей статьи.
Перечень минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики либо профессии разрабатывается и утверждается трёхсторонней комиссией, создаваемой на уровне этой отрасли (подотрасли) или профессии, состоящей из равного числа представителей работников и работодателей с участием представителя федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, (подотрасли) экономики, либо профессии. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики или в данной профессии действует несколько общероссийских профессиональных союзов, в состав соответствующей трёхсторонней комиссии входят представители всех действующих в отрасли (подотрасли) экономики или профессии общероссийских профессиональных союзов. Комиссия может быть создана по инициативе любой из сторон. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется самой комиссией.
Деятельность Комиссии по утверждению минимума необходимых работ (услуг) финансируется за счёт средств федерального бюджета. Комиссия не подчиняется каким-либо органам государственной власти и принимает решения самостоятельно.
На уровне субъектов федерации могут быть созданы трёхсторонние комиссии, которые разрабатывают и утверждают региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки на федеральном и региональном уровнях, подлежат официальному опубликованию, в том числе на официальном сайте комиссий.
Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных структурных подразделения), индивидуальных предпринимателей, указанных в части третьей настоящей статьи, устанавливается по соглашению сторон коллективного трудового спора на основании перечней, установленных в соответствующей отрасли, профессии, субъекте федерации, а в случае отсутствия таких перечней - сторонами самостоятельно. Переговоры по установлению минимума необходимых работ начинаются не позднее следующего дня после направления работодателю уведомления об объявлении забастовки, и минимум должен быть установлен сторонами до момента начала забастовки.
В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг) (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
В случае недостижения соглашения в течение пяти рабочих дней, минимум необходимых работ (услуг) устанавливается трехсторонней комиссией с участием представителей работников, работодателей и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение указанной комиссии, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
В случае необеспечения согласованного минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.
Статья 412 ТК РФ (альтернатива)
Дополнить новой частью 3 следующего содержания:
"Работодателю запрещается нанимать работников для замены бастующих, а также поручать работникам, не принимающим участия в забастовке, выполнять обязанности бастующих работников".
Части 3-8 ст.412 считать соответственно частями 4-9.
Статья 413 ТК РФ.
Часть 1 изложить в следующей редакции:
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки в том случае, если их проведение создает угрозу жизни, безопасности или здоровью людей обороне страны и безопасности государства, а также в обстановке острого национального кризиса, а именно:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телефонная связь, больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи); (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
в) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, прерывание деятельности которых может поставить под угрозу жизнь, безопасность или здоровье части или всего населения.
Часть 3 изложить в следующей редакции:
"Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без разумного учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом в соответствии с принципом добросовестности, закрепленным в ст. 24 настоящего Кодекса".
Дополнить статью 413 новой частью 4 следующего содержания:
"Положения настоящей статьи не могут быть использованы работодателем в качестве средства недобросовестного ограничения права работников на забастовку. В частности, работодатель не имеет права уклоняться от согласования в указанный в настоящем Кодексе срок перечня минимума необходимых работ (услуг), осуществляемых в период проведения работниками забастовки, а также настаивать на включении в перечень работ и услуг, которые не связаны непосредственно с обеспечением безопасности, жизни и здоровья людей и жизненно важных интересов общества. В том случае, если работодатель настаивает на включении в перечень каких-либо работ (услуг) помимо указанных в настоящем Кодексе, забастовка не может быть признана незаконной при отсутствии согласия по этому поводу между сторонами коллективного трудового спора".
Части 4-8 статьи 413 ТК РФ считать соответственно статьями 5-9.
Статья 413 ТК РФ (альтернатива).
В части 1 из п.б) исключить слова "железнодорожный и".