24.11.09 |
Материалы научно-теоретической
конференции в Ленинграде: |
Член Идеологической комиссии ЛК РКРП
В. Иванов
Как развивалось революционное движение в России до выхода в свет книги В.И. Ленина «Что делать?»
Первым человеком, который понял, что ни от помещиков, ни от монарха нельзя ждать освобождения, что нужна революция, был Александр Николаевич Радищев. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» появилась в 1790 году через год после начала Великой французской революции. Мысль Радищева диалектическая: нужно рассчитывать на саму тяжесть порабощения, которая породит протест и борьбу с самодержавием.
Первый период освободительного движения в России - 1825-1861 годы. Политический лидер декабристов Павел Иванович Пестель писал: «Дворянство должно отречься от гнусного преимущества - обладать другими людьми». Свергнуть самодержавие декабристы не смогли, но их дело не пропало, продолжателем его стал Герцен. Он говорил: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна». К этому же выводу пришел и Белинский. Новая русская литература от его основоположников Пушкина и Гоголя стала революционизирующей силой.
Второй этап русского освободительного движения - 1861-1894 годы. Ленин писал: «Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом». Духовным вождем революционеров этого периода был Николай Гаврилович Чернышевский, который оказал огромное влияние на Ленина. Герцен и Чернышевский создали теорию «русского крестьянского социализма». Эта теория стала идейной основой народничества. В народничестве социалистическая утопия соединилась с реальными потребностями крестьян. Народники видели язвы капитализма в странах Запада, поэтому они пытались искать «иной путь».
Герцен считал, что в существовании сельской общины – залог перехода к социализму, минуя ужасы «буржуазности». Действительно русская крестьянская община имела традиции, которые могли быть использованы для социалистического преобразования. Это взаимопомощь членов общины и принадлежность земли деревенскому коллективу. Чернышевский считал возможным соединить общинное владение землей с общинным производством, при котором земледелие сольется с промышленностью, что открыло бы путь к социализму.
Однако для соединения общины с машиной, облегчающей труд человека на земле, нужно было создание крупной промышленности, которая в России могла быть только капиталистической. Для этого требовалась свободная рабочая сила, которая могла появиться за счет разрушения той самой общины, на которую народники возлагали свои надежды. Это стало ясно, когда капитализм создал предпосылки для возникновения пролетарской идеологии. Но в то время теория общинного социализма сыграла положительную роль. При всей утопичности она несла революционный заряд, поднимала разночинную молодежь на борьбу против самодержавия. Революционная организация народников «Народная воля» перешла в прямое наступление на самодержавие.
Ядро этой организации составляли профессиональные революционеры – люди неистощимой энергии и готовности к самопожертвованию, те. кого Ленин в книге «Что делать?» с уважением называет корифеями.
Ленин глубже всех вскрыл несостоятельность индивидуального террора. Однако он назвал величественной попытку народовольцев захватить власть посредствам устрашающего и действительно устрашавшего террора.
Ленин считал, что революционеры 70-х могли вырвать у самодержавия существенные уступки. Если этого не произошло, то вина не героев «Народной воли», которые выполнили свой долг до конца, а трусливого либерального общества, неспособного поддержать народовольцев политическими действиями.
Пять покушений на царя остановили на России, по слова Плеханова, «зрачок мира». Маркс и Энгельс всецело были на стороне народовольцев.
1 марта 1881 года бомбой Игнатия Гриневицкого, который от взрыва погиб сам, Александр П был убит. Участники и организаторы убийства царя были арестованы. Их твердое мужественное поведение перед казнью произвело на современников огромное впечатление. Подвиг самопожертвования Желябова, Перовской, Кибальчича, Гриневицкого и других героев «Народной воли» стал примером для всех русских революционеров.
В 60-70-х годах 19 века Россия переживала подъем промышленного развития. Ужасы капитализма на русской почве были в расцвете. Рабочий день – 13-14 часов – самый продолжительный в Европе. Травматизм такой, что заводы в народе называли «костоломками». Дети работали наравне со взрослыми, получая втрое меньше. Невероятно тяжелые условия труда рождали возмущение. Первые стачки стали отказом от рабской покорности. Однако они явились гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбы.
Карательные меры царизма в борьбе со стачками успеха не имели, и с начала 80-х началось введение фабричного законодательства.
В отличие от крестьян рабочие горячо откликались на революционную проповедь народников. Громадное впечатление на современников произвело выступление на суде в 1887 году ткача Петра Алексеева.
Толчок к созданию самостоятельного. отдельного от народников русского рабочего движения дала Парижская коммуна 1871 года. Задачи пролетариата требовали создания рабочей организации. Первой такой организацией стал «Южно-российский союз рабочих» в 1875 году в Одессе, организатор – Евгений Заславский. Более крупную роль в революционном движении сыграл «Северный союз русских рабочих», созданный в 1879 году Степаном Халтуриным и Виктором Обнорским в Петербурге. В отличие от народников, которые отстаивали самобытный путь России, в программе «Северного союза» говорилось: «Наши западные братья уже подняли знамя освобождения, и нам остается только примкнуть к ним».
С ростом буржуазии растет рабочий класс. Передовые рабочие жадно тянутся к знаниям. Интерес к научному социализму так велик, что, как вспоминают, приходилось разрывать «Капитал» Маркса по частям и по главам, чтобы большее число рабочих могло его прочитать.
После 1 марта 1881 года народническое движение пошло на спад и в 80-х годах сложились объективные условия для усвоения русскими революционерами марксизма. Руководителем первой русской марксистской организации стал Плеханов. После серьезного изучения работ Маркса и Энгельса он объединил группу, которая состояла, как и он, из народников в прошлом (Аксельрод, Засулич, Дейч, Игнатов). Так в 1883 году создается группа «Освобождение труда», которая сыграла важную роль в распространении марксизма в России. Она не только переводила на русский язык работы Маркса и Энгельса. Плеханов пишет работу «Социализм и политическая борьба», в которой подверг критике все направления народничества. Их идеологии он противопоставил марксизм. Плеханов определил значение революционной теории. Это его слова: «Революционная идея – динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире». Теорию Маркса Плеханов и считал таким динамитом. Плеханов пишет работу «Наши разногласия», в которой выдвинул идею создания в России марксистской рабочей социалистической партии.
Одновременно с группой «Освобождение труда» в самой России, в Петербурге, возникает первая социал-демократическая организация. Ее организатор Димитр Благоев – студент Петербургского университета. Благоевцы вначале о группе «Освобождение труда» не знали, но затем вступили с ней в тесный контакт. В 1885 году Благоев был арестован и выслан на родину в Болгарию. Его группа продолжала борьбу, пока не была разгромлена в 1887 году. Целых три года эта группа способствовала росту социал-демократии в России. Другой организацией социал-демократов была группа Точисского.
Весной 1887 года был казнен Александр Ульянов с товарищами. Гибель любимого брата определила окончательно вступление на революционный путь Владимира Ульянова. В студенческом кружке он изучает работы русских демократов и работы Маркса. После высылки в деревню, а позднее в Казани и в Самаре Ленин усиленно занимается самообразованием, пропагандирует марксизм. После сдачи экстерном экзаменов в Петербургском университете он возвращается в Самару и создает первый в Самаре марксистский кружок. В 1893 года Ленин уезжает в Петербург для дальнейшей революционной работы.
В середине 90-х годов происходит поворот в сторону слияния рабочего движения Петербурга с социализмом. Ленин возглавил этот поворот. Обстановка в революционных кружках была сложная, оживились народники и часть их выступила против марксистов. Михайловским и другими народниками велась атака на марксизм. Надо сказать, многие участники этой атаки были окружены революционным ореолом. Михайловский был прежде связан с «Народной Волей». Даниельсон был переводчиком «Капитала» на русский язык. В январе 1894 года в один из приездов в Москву Ленин попадает на собрание, где народник Воронцов доказывал неприменимость капитализма в России. Местные марксисты не сумели опровергнуть Воронцова, и это удалось только Ленину.
В 1894 году Ленин пишет работу «Что такое друзья народа и, как они воюют против социал-демократов?», в которой показал, что не либеральные народники, а русские марксисты являются действительными наследниками революционеров «Народной воли».
В середине 90-х годов возник легальный марксизм. Буржуазным интеллигентам была чужда идея пролетарского социализма. Но их вполне устраивало, что марксизм обосновал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом. Ряд легальных журналов предоставил свои страницы марксистам. Хотя и нерешительно, но легальные марксисты выступали против самодержавия, за буржуазно демократические свободы, критиковали народничество. Создались условия для временного соглашения революционных марксистов с легальными марксистами. Этот временный союз себя оправдал. Ленин писал, что благодаря ему была достигнута победа над народничеством и распространились идеи марксизма. Однако вскоре стала необходимостью борьба с легальными марксистами как с замаскированными сторонниками буржуазии.
В середине 90-х в Петербурге сложилась группа марксистов-«стариков» (Ленин, Кржижановский, Старков, Ванеев, Сильвин, Крупская и другие). Душой группы был Ленин. Члены группы вели рабочие кружки на заводах Петербурга. Чтобы связаться с группой «Освобождение труда» Ленин весной-летом 1895 года побывал за границей.
В ноябре в 1895 года была создана петербургская общегородская организация «Союз борьбы за освобождение рабочего класса. «Союз борьбы» решил выпускать газету «Рабочее Дело», был подготовлен первый номер, но издать его не удалось. В ночь на 9 декабря четверо из пяти членов руководящего центра «Союза борьбы» в том числе Владимир Ильич были арестованы. Однако оставшиеся на свободе соратники Ленина продолжали работу. Они были связаны с рабочими 70-ти предприятий столицы, и грандиозная стачка петербургских текстильщиков в мае 1896 года с участием «Союза борьбы» стала выдающимся событием.
Однако в августе 1896 года были арестованы – Крупская, Сильвин и другие. К руководству пришли Тахтарев и его приверженцы, которыми был сделан упор на экономическую борьбу. В феврале 1897 года перед отправкой в ссылку Ленин участвовал во встрече с руководством «Союза борьбы» и подчеркнул, что не организация рабочих касс, а организация революционеров должна быть главной целью.
В марте 1898 года в Минске состоялся съезд социал-демократов. Из стариков-ленинцев в нем участвовал один Радченко. Вскоре пятеро из девяти делегатов съезда были арестованы. Нехватка кадров привела к тому, что оставшийся на свободе Радченко привлек к написанию Манифеста РСДРП легального марксиста Струве. Тем не менее отредактированный Радченко Манифест был выпущен в свет. Так была создана РСДРП.
После I съезда РСДРП вступила в полосу серьезного кризиса. Партия еще не имела программы и устава, не было единой тактики. Местные комитеты находились в состоянии идейного и организационного разброда. Царизм пытался парализовать социал-демократов. Только в ночь на 12 марта 1898 года полиция совершила налеты на организации партий в 27 городах. Около 500 человек оказалось в тюрьмах, и рабочее движение на время было обезглавлено. Широкое распространение получили произведения Струве и других легальных марксистов. Они выхолащивали главное в марксизме – учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата. Кроме влияния легальных марксистов на сознание рабочих влиял их собственный опыт, их некоторые экономические завоевания в стачечной борьбе. У отсталой части рабочих порождались надежды на улучшение своего положения при капитализме. Политическая борьба представлялась им излишней.
В последнее десятилетие 19-го века число рабочих удвоилось за счет деревни. Приток отсталых крестьян облегчал распространение реформистских иллюзий. Стачки были в основном экономическими. В РСДРП развилось первое оппортунистическое течение «экономизм».Первым печатным органом, выступившим за экономизм, была газета «Рабочая мысль». Борьба за экономическое положение как девиз рабочего движения - таким был лейтмотив этой газеты. Недаром за границей ее оценивали просто как профсоюзную. Однако эта газета была органом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Газеты выразила самое существенное в экономизме: преклонение перед стихийными выступлениями рабочих, отказ от политической борьбы за свержение самодержавия и умаление роли сознательности, роли социалистической интеллигенции в формировании классового самосознания пролетариата. Наряду с «Рабочей мыслью» проповедником «экономизма» был журнал «Рабочее дело», который старался соединить русский экономизм с западно-европейским ревизионизмом. В сатирическом стихотворении тех лет были высмеяны взгляды экономистов:
Медленным шагом,
Робким зигзагом
Тише вперед,
Рабочий народ.
Вначале 1900-го года окончилась ссылка Ленина. Еще в ссылке он организовал «Протест» 17 ссыльных против «Credo» - документа, излагавшего взгляды экономистов. Еще в ссылке он закончил книгу «Развитие капитализма в России». Книга вышла в марте 1899 года и послужила борьбе с легальным марксизмом, экономизмом и остатками легального народничества.
Еще в ссылке Ленин обдумывал план создания партии при помощи общерусской политической газеты. В чем новаторство ленинского плана? Рабочие партии на Западе возникали в обстановке буржуазно-демократических свобод. В России царил произвол самодержавия, и партию предстояло строить в глубоком подполье. Именно поэтому, считал Ленин, заменой всех легальных средств и возможностей должна служить революционная газета, без которой невозможна никакая широкая организация рабочего движения в России. Этот план был затем изложен в статье «С чего начать?» и в книге «Что делать?».
В апреле 1900-го года в Пскове Ленин участвует в совещании, которое наметило издание газеты «Искра» и журнала «Заря». В июле 1900 года Ленин выехал в эмиграцию за границу. К своему огорчению . Ленин не нашел поддержки у Плеханова. У Ленина есть необычная статья «Как чуть не потухла «Искра», где он с душевной болью пишет о нетоварищеском отношении Плеханова. Однако непреклонность Ленина заставила Плеханова пойти на уступки, и в декабре 1900-го года первый номер «Искры» вышел в свет. С первого по пятьдесят первый номер «Искра» выходила под непосредственным руководством Ленина, сыграв решающую роль в создании марксистской партии рабочего класса на втором съезде РСДРП в июле-августе 1903 года.
24 октября 2009 года Ленинград
|