Статьи

14.04.2012

 

Фэнтези и альтернативная история:
 два жанра, две эпохи

ДУДКО Дмитрий
 

В современной отечественной фантастике процветают два жанра: фэнтези (сказочная фантастика) и альтернативная история (что было бы, если…). Старшее поколение, выросшее на научной фантастике, эти жанры зачастую просто не воспринимает. Они не были тогда запретными, не считались реакционными или низкопробными. Но… мало кто писал, переводил или читал такие произведения (кроме некоторых, ставших литературной классикой). На то были свои причины. Советские люди безгранично верили в научно-технический и социальный прогресс. От него ждали решения всех проблем. Фантастика была обращена в будущее, а не в прошлое. При этом сам прогресс понимался как триумфальное шествие от победы к победе, от хорошего к еще лучшему. Зачем увлекаться темным прошлым, если впереди прекрасное будущее? Зачем задумываться о возможности победы Пугачева или поражения Октября? Все в истории закономерно, значит, иначе и не могло быть. В прошлом все понятно, будущее наперед известно.

 

И вдруг в конце 80-х история словно сошла с ума. Вместо очередных побед общество провалилось в дикий капитализм. Марксизм (примитивно понимаемый) оказался не всеведущим и не всесильным. Жизнь стала такой, что от нее впору было бежать - хоть в идеализированное прошлое, хоть в заведомо нереальные сказочные миры. 90-е годы прошли под знаком фэнтези. Подобное уже было в начале ХІХ в., когда всеобщее разочарование в прогрессе и реакция породили эпоху романтизма. Однако на романтической литературе выросли не только унылые мечтатели, но и целое поколение революционеров. Уход в мечту для слабого - наркотик. А для сильного - стимулятор, средство не привыкать к гнусному миру и найти силы для борьбы с ним. Слабый духом так и останется в придуманном мире. Сильный вернется, чтобы преобразовать реальный мир.

 

К началу нового века многое переменилось. Одни из "беглецов" попросту физически погибли. Другие приспособились к "новому" обществу, смирились с ним или даже сумели неплохо устроиться. Такими и для таких пишутся космические боевики и низкопробное фэнтези, где все мерзости этого общества переносятся на просторы космоса или в сказочные миры. А также романы о "попаданцах" в прошлое, занятых лишь тем, чтобы выжить там и получше устроиться, не пытаясь что-либо изменить. Такое даже бегством не назовешь. Третьи же выбрали путь активной борьбы с существующим строем.

 

Сравните смысловое наполнение данной картинки с иллюстрацией "Каменного Пояса"

Сравните смысловое наполнение данной картинки с иллюстрацией "Каменного Пояса"

 

Впрочем, от жанра - фэнтези или "научная" фантастика - немного зависит...

Впрочем, от жанра - фэнтези или "научная" фантастика - немного зависит...

 

Примечательно различие между культовым романом М. Семеновой "Волкодав", написанном в 90-х, и его экранизацией в 2000-х. В книге речь идет о том, как человеку остаться человеком в бесчеловечном мире, пройдя через рабство, наемничество и кровную месть. В фильме же Волкодав вырастает в борца с космическим злом, воплощенном в богине смерти и ее служителе, колдуне Жадобе.

 

Фэнтези в новом столетии по-прежнему занимает значительное место в литературе. Однако бурно расцветает альтернативная история (далее АИ). Ролевые игры по мотивам фэнтезийных произведений отчасти уступают место военно-историческим реконструкциям. Их любители уже не аполитичны, подобно толкиенистам, и порой пытаются не просто сыграть в прошлое, но "переиграть" его. (Заметим, что аполитичность толкиенистов тоже весьма относительна. Как-то на одном из их сайтов поднялся настоящий переполох, когда "эльфы" узнали, что нынешние комсомольцы тоже интересуются фэнтези. Оказалось, что в "эльфятнике" есть приверженцы самых различных взглядов - от левых до либеральных).

 

"Альтернативка" - тоже бегство в заведомо невозможное (прошлое изменить нельзя). Не случайно героем обычно является "попаданец" из нашего времени. И попадает он чаще всего в прошлое нашего Отечества. И стремится не просто выжить там, даже не просто сыграть достойную роль. Но изменить прошлое, чтобы изменить к лучшему настоящее. Что ему обычно и удается. Особенно, если он вселяется в тело видного исторического деятеля (Николая ІІ, Троцкого и т.д.). Это уже не просто беглец (притом невольный), а активный борец.

 

Если человеку хочется изменить историю - значит, он недоволен той реальностью, к которой она привела. Скажете, бесполезно "после драки махать кулаками"? Да, прошлое не изменишь, но можно изменить настоящее и будущее. Если знать, в каком обществе ты хотел бы жить, и быть уверенным в том, что оно возможно. Если в прошлом (например, в 1991 году) была допущена ошибка - значит, ее можно исправить в настоящем. Главное - быть борцом, а не просто беглецом, не приспособленцем, не щепкой, которую несет по течению. В некоторых романах "попаданцы" из альтернативного мира оказываются (случайно или намеренно) в нашем обществе. И борются за то, чтобы изменить наше незавидное настоящее.

 

Поэтому АИ обычно содержит в себе элемент утопии (или антиутопии). Посмотрите, в каком обществе, в какой стране мы могли бы жить, если бы не… Значит, есть такое будущее, за которое стоит бороться. И такое, какого нельзя допустить. Марксизм признает: история закономерна, но не фатальна. "История не имеет сослагательного наклонения" - это философия не марксистов, не революционеров, а фаталистов и приспособленцев.

Так что же не нравится создателям и любителям АИ в нынешнем СНГ? Не нравится им жить в полуколонии, раздробленной на нищие, слабые и отсталые "суверенные" государства. Чего они хотят? Жить в единой, могучей, передовой и процветающей стране. Но вот при каком строе? И тут среди "альтернативщиков" четко выделяются два направления. Одни хотят Великой России - могучей капиталистической империи, доминирующей в мире и побеждающей другие империи (особенно ненавистных всему миру янки). Для них "ошибка" произошла в 17-м. Другие же хотят Советского Союза - великого, могучего, снова идущего "впереди планеты всей". И ошибку ищут не так в 91-м, как в 53-м. Теперь мы знаем: проживи Сталин дольше - он, возможно, сумел бы провести политическую реформу и ограничить функции партийного аппарата, в реальности позорно сдавшего страну.

 

"Вся власть царю!"

О социально-политических взглядах создателя фэнтезийных миров трудно догадаться (если у него эти взгляды вообще есть). В отношении же "альтернативщика" сразу ясно, кто перед нами - левый, национал-патриот, либерал или даже фашист. При этом одно буржуазное направление легко переходит в другое. В 90-х либерал Лазарчук позволил себе писать о том, как хорошо было бы России под властью Рейха. Тогда "демократы" готовы были вести страну в либеральный рай через фашистский ад. Теперь Лазарчук "исправился", перекрасившись в "патриота", но оставшись антикоммунистом. (Недавно решил попугать тем, что было бы, проживи Андропов дольше. Представляете: кофе в дефиците и компьютерных игр нет!). Вообще либералы себя в АИ ныне почти не проявляют. Не могут они предложить никакой альтернативы тому, что уже натворили. Зато Лазарчука переплюнули фашисты-"патриоты" Авраменко, Орлов и Кошелев. Они взахлеб расписывают, как белогвардейская Россия вместе с нацистским Рейхом покоряет мир, и вот уже посланцы объединенного Рейха являются "исправлять" нашу реальность. И всего-то надо было черносотенцам в 17-м убить Ленина в Разливе…

Большинство националистов не рискуют впадать в столь откровенный нацизм. Но и они больше всего озабочены тем, как бы избежать Октября. (Вообще революции буржуазные писатели боятся прямо-таки панически, а революционеров, даже декабристов, обычно поливают грязью). Чего только не придумывают освободившиеся от оков марксизма (а заодно исторических знаний и логики) "патриоты"! То Николай Палкин, увидев раненного на Сенатской Пушкина, пожалел декабристов и разрешил им осуществлять свои идеалы в Калифорнии. То оставшийся в живых Лермонтов сочинил роман, отвративший братьев Ульяновых от революции. То вселившийся в Николая ІІ "попаданец" заключил союз с Германией, а дочь выдал за Сталина. То Столыпин-вешатель завершил свои реформы (которые только ускорили революционный взрыв). Если в истории нет законов, значит, любой авантюрист, дорвавшийся до власти, может повернуть страну куда угодно. Подумали бы лучше над тем, что ожидало бы Россию, не спаси ее Октябрь от участи Османской и Габсбургской империй!

Иные авторы, настроенные более терпимо к коммунистам, мечтают (подобно некоторым современным политикам) о примирении красных с белыми на патриотической основе. Насколько это было маловероятно в годы гражданской войны, хорошо показал честный историк А. Валентинов (сам симпатизирующий данной идее). По его же справедливому мнению, победа белых (столь же маловероятная) грозила России участью хортистской Венгрии или салазаровской Португалии.

 

Жанр фэнтези, видимо, мало приспособлен для воплощения левых идей. Они отразились, помимо цикла романов автора этих строк "Золотые дары Солнца", лишь в "Черной книге Арды" Н. Васильевой и Н. Некрасовой. В первом выведены (в виде магического Братства Солнца) античные коммунисты. Во второй царство Мелькора-Моргота предстает коммунистической общиной свободных тружеников. Но подлинный прорыв коммунистических идей в фантастику произошел в жанре альтернативной истории.

 

Здесь особо велика заслуга капитана Советской Армии Ф. Березина. Своими "Красными звездами" он нанес поражение ядовитому мифу Резуна-"Суворова" о подготовке Сталиным "превентивного удара". Оказывается, как здорово было бы, обладай Красная Армия и впрямь силой для такого удара! Выиграли бы войну с гораздо большим успехом и меньшими потерями. И торжествовал бы теперь могучий и богатый Советский Союз над гибнущей Империей Зла - США. В романе Березина велика доля пародии, "стёба". Но за ним последовал целый поток "альтернативных" книг о Великой Отечественной и Сталине. Их авторов (О. Герантиди, И. Бриз, К. Мзареулов, С. Буркатовский и др.) объединяет вполне положительное отношение к социализму и СССР, советский патриотизм, отсутствие шовинизма, антикоммунизма и антисталинизма. Они зачастую более реалистически подходят к альтернативам той войны. Такие авторы и их читатели хотят жить не в Российской империи, а в Советском Союзе - богатом, технически высокоразвитом и подлинно демократическом (без партократов и олигархов).

 

Особенно превосходен "Марсианин" Богатырева. Здесь из альтернативного Союза (вовремя реформированного Сталиным) в нынешнюю Эрэфию попадает группа туристов во главе с космонавтом, много месяцев "зимовавшим" на Марсе, а до того сражавшимся в Южной Америке. Эти боевые, но человечные и культурные ребята не только выжили и вернулись в родной мир, но и вместе с нынешними левыми дали бой местной мафии. И какими же дикарями по сравнению с ними выглядят обитатели СНГ!

 

Очень хорош и роман М. Чепуриной "С.С.С.М.". Это - веселое подражание советской фантастике 20-х годов. Здесь коммунистический СССР (каким его себе представляли тогда) сталкивается в 41-м с Рейхом, Англией и США. И побеждает. Несмотря на отдельные троцкистские "загибы", писательнице удалось изобразить общество, в котором хочется жить.

 

Теперь уже иные "белые" (если не коричневые) фантасты начинают рядиться под красных. Таков весьма популярный А. Максимушкин. Его "сохранившийся" в 91-м "Советский Союз" уж очень напоминает путинскую Россию, даже территориально. Согласно убогому разумению "патриота", Среднюю Азию и Кавказ от Союза следовало принудительно отделить. И не советский патриот перед нами, а великорусский шовинист, ксенофоб и расист, с почти неприкрытым сочувствием описывающий "очищение" американцами мира от желтых и черных с помощью особого вируса. Столь же сочувственно изображает Максимушкин союз СССР с Рейхом. Была в 40-м и такая альтернатива, только завершилась бы она не многолетним сотрудничеством, а суровой "холодной войной". Этого не понимает и "феодальный социалист" В. Булат, описывающий сосуществование Союза и Рейха вовсе идиллически. Но тот хотя бы сторонник социализма, а не национал-социализма, и не "ряженый" под левого.

 

Нынешних левых "альтернативщиков" есть за что критиковать. Их взгляды порой далеки от марксистских, наивны и ненаучны. Описывать технику, "железки" профессиональные военные часто умеют лучше, чем людей. Но они делают большое и полезное дело: ярко и убедительно показывают - капитализму (и не только "дикому") есть альтернатива, и альтернатива эта - социализм. А художественное слово способно воздействовать на сознание сильнее, чем рассуждения ученых и призывы агитаторов.

 

И еще одним полезен жанр альтернативной истории. Он помогает делать более объективным и справедливым "суд истории". Как нам относиться к Спартаку, Пугачеву, декабристам, Сталину и т. д.? Для этого важно понять, могли ли они действовать иначе или дать людям больше, чем дали, к чему могла привести их победа или поражение. Здесь не обойдешься без моделирования. В том числе художественными средствами.

 

Мы можем справедливо гордиться советской литературой, в том числе и фантастической. Лучшие ее образцы не умерли вместе с породившим их строем. И все же развитию фантастики в советское время не уделялось достаточного внимания, а иные жанры находились вообще в загоне. Это, в частности, способствовало поражению социализма. Помню, как в конце 80-х любители фантастики были огорошены и очарованы хлынувшей вдруг к нам западной фантастикой, в особенности фэнтези. Это потом покупать книги стало не на что, а читать и писать некогда. Свобода писать обернулась несвободой дойти до читателя. А зависимость от партии и власти (т.е. от живых людей) сменилась, вернее, дополнилась зависимостью от безмозглого чудовища по имени Рынок. Нельзя было менять самое справедливое из реальных обществ даже на самые лучшие фантастические книги. Это уже поняли многие мастера фантастики.

Творчество участника конкурса СССР-2061: Каменный Пояс

Творчество участника конкурса СССР-2061: Каменный Пояс

http://rksmb.org/get.php?5207

Начало листа
Главная страница



Почтовый ящик ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru




Hosted by uCoz