11.02.2010
О нищете духа духовенства
В 2010-м году отмечается 65-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Власти всех уровней, различные политические и общественные организации, так или иначе, готовятся к этому событию. Бросается в глаза, что большинство из них, подчиняясь своей политической ориентации, стараются принизить идеологическое значение Победы, то есть вытравить все советское, социалистическое, красное и, напротив, выпятить народно-патриотическое,
чисто русское, православное. А в первых рядах таких «перекрашивающих» русская православная церковь во главе со своими иерархами.
Помню, как в 1996 году, то есть вскоре после празднования 50-летия Победы, подъезжал на поезде к Орлу и долго всматривался в окно, выискивая взглядом на высоком берегу реки легендарную «Катюшу»; ее установили здесь в память о битвах Великой Отечественной войны. Но напрасно всматривался: на месте «Катюши» красовалась новенькая часовенка, посвященная, как объяснили после, памяти всех убиенных на войне. Представители областных властей виноватыми себя не считали и говорили, что они ведь «Катюшу» не выбросили, а просто переместили в другое место. Но при этом ответить на вопрос, что, же явилось действительным фактором победы: самоотверженный труд миллионов людей в тылу, передовая мысль конструкторов грозного оружия, отвага и воинское умение бойцов, оперативно-тактическая мудрость командиров – всё, что было воплощено в «Катюше», или молитвы, молебны и обращения к Всевышнему, власти не смогли или не захотели. И так ясно, что никаким определяющим фактором в борьбе с гитлеровскими фашистами, носившими на пряжках ремней девиз «Got mit uns» (с нами Бог), церковный ладан и иконы быть не могли.
Этот эпизод снова всплыл у меня перед глазами 1 февраля, когда увидел транслировавшееся по нескольким телевизионным каналам интервью патриарха Кирилла в связи с годовщиной его интронизации. Отвечая на вопрос корреспондента об отношении к Победе в Великой Отечественной войне, патриарх пространно стал доказывать, что перед нами ничто иное как божье чудо. Буквально им сказано следующее:
«Несомненно, это было чудо. По всем оценкам мы должны были проиграть эту войну. Нужно посмотреть на историю открытыми глазами — тогда станет ясно, что на самом деле произошло. Невозможно сравнивать военную мощь Германии и Советского Союза в начале войны — организацию, дисциплину, немецкий порядок. И вот такая армада вступила на территорию страны, прошедшей через гражданскую войну, измученную внутренними конфликтами. Да, партия пыталась объединять, однако она объединяла своих единомышленников. Но ведь большинство людей не были членами партии! А сколько среди них было людей обиженных, репрессированных, детей репрессированных… И великое Божие чудо явилось в том, что народ объединился во имя победы и оказался способным принести колоссальные жертвы. Это невозможно объяснить ни организационными партийными мероприятиями, ни даже авторитетом Сталина, потому что среди людей оставалась значительная внутренняя оппозиция. Она была скрытая (открытая оппозиция вся была разгромлена), но общество не было консолидировано настолько, чтобы все вместе могли встать на защиту. И все-таки народ объединился и сумел, принеся невероятные жертвы, отстоять страну, нашу русскую цивилизацию, если хотите, наш мир. Все это исчезло бы с карты земного шара. Это великое Божие чудо — Господь приклонил милость».
Поскольку мы, коммунисты, в чудеса не верим, мне захотелось помочь Владимиру Михайловичу Гундяеву (нынешнему патриарху Кириллу) понять истинный божий промысел. Если господь и сотворил чудо, то помог он тем самым отстоять не просто нашу
русскую цивилизацию, а цивилизацию советскую, социалистическую. (То есть господь-то оказался как раз на стороне
советского и социалистического, если следовать логике патриарха). Этот факт не требует особых доказательств для культурных людей. На него, кстати, и Гитлер указывал прямо и откровенно, подчеркивая, что вступил в смертельную схватку именно с коммунизмом.
Однако, господь здесь ни при чём, иначе к нему надо было бы предъявить претензии, что допустил на земле такое страшное варварство, как фашизм. Развязывание войн и методы их ведения - дела сугубо мирские и лежат на совести капитализма. При этом интересно отметить, что гитлеровские военспецы и гитлеровские пропагандисты, готовя нападение на СССР, делали ставку на те самые факторы, которые кажутся бесспорными и для нашего патриарха. А именно, на перевес Германии в военной мощи, на немецкую дисциплину и порядок, но главное – на якобы искусственный характер власти большевиков, на её оторванность от народа и отсутствие широкой опоры в массах. Отсюда ожидания, что сразу после первых военных потрясений этот самый народ стряхнёт богоборческую
жидово-коммунистическую властную верхушку. В такой ситуации, утверждает патриарх Кирилл, сами люди победить не могли. Надо полагать, подобно патриарху, Гитлер со товарищи тоже объясняли свой крах лишь волей господней.
Но мы знаем, что Победа – дело рук человеческих. Победа – результат той огромной работы, которую проделал советский народ под руководством советского правительства при подготовке к войне, титанической работы тыла и героической борьбы на фронте. Мы знаем, что, несмотря на все ошибки и промахи, без которой войны не бывает, победа была обеспечена, прежде всего, вполне материальными факторами советского социалистического строя, в том числе идейной общностью советского народа и руководящей ролью Коммунистической партии. Слова
«Если погибну – считайте меня коммунистом» не являются выдумкой политработников, а взяты во множестве из фронтовых будней.
Нам, конечно, понятно, что воззрения религиозных людей весьма специфичны. Но странной, тем не менее, представляется точка зрения патриарха РПЦ. Достаточно образованный человек демонстрирует неверие в силы своего народа, непонимание высочайших возможностей человека, принижение значения союза трудового люда – рабочих, крестьян и их легендарной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это единство выражено в символах на Красном Знамени: Серп, Молот и Звезда над ними. Именно такие символы нес штурмовой флаг, который был водружен над поверженным рейхстагом и превратился в народную святыню -
Знамя Победы. В этой святыне ярче всего проявилось величие духа советских людей – сынов и дочерей трудового народа.
Те, кто это не понимает и поклоняется другим флагам, особенно воевавшим по другую сторону фронта, показывает свою нищету духа. Прискорбно, что к их числу принадлежат иерархи русской православной церкви. А ведь многие российские граждане им ещё верят!
Виктор Тюлькин
|