Статьи

14.03.2012

 

Опыт большевиков 

Л. Сокольский
 

Весь теоретический материал по теме «Опыт большевиков» будет изложен в краткой, тезисной форме, цитаты и аргументация классиков марксизма будут приведены только в особо важных случаях. Понимаем, что большей части наших читателей-коммунистов многое из нижеизложенного известно. Но и им полезно освежить в памяти бесценный опыт большевиков. Теоретические выводы будут подкреплены фактическим материалом из опыта большевиков.

 

 Те наши читатели, кого заинтересуют доказательства и подробности, могут обратиться к литературе, использованной при подготовке настоящей статьи, список которой будет приведен в конце каждой статьи. Позволим себе также по ходу текста высказывать свои соображения о том, как именно может быть использован опыт большевиков по каждому конкретному направлению их деятельности в условиях современной России.
 

Часть 1. Роль пропаганды и агитации в революционном движении

Без революционной теории не может быть и революционного движения. Социалистическая революция невозможна без теории социализма. Каждый коммунист должен понимать, что рост активности масс, развитие социалистической революции, а тем более победа в ней невозможны без знания научного социализма.

Социализм это наука и он требует, чтобы к нему и относились как к науке, т.е. чтобы его изучали. Для успеха революции крайне необходимо, чтобы знанием социализма обладали не только коммунисты, им должны обладать еще и пролетарские массы. Следовательно, главная задача коммунистов заключается в том, чтобы как можно активнее распространять знание научного социализма (марксизма) в среде пролетариата, и в первую очередь среди рабочего класса, сами условия жизни которого делают его благодатной средой для социалистических идей.

Нужно добиваться того, чтобы у масс выработалось социалистическое сознание, т.е. классовое понимание происходящих в стране процессов. Само по себе такое сознание у пролетариата не появится. Самостоятельно рабочий класс может осознать только необходимость вести экономическую борьбу за свои права, т. е. объединяться в союзы, бороться с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т.п. Социалистическое сознание рабочие могут получить только от прогрессивной, революционной интеллигенции. Но такой интеллигенции в любом классовом обществе немного, основная часть интеллигенции при капитализме прикормлена капиталом и является проводником буржуазного сознания, проводником идей, не просветляющих, а затуманивающих разум рабочих, заставляя последних действовать вопреки собственным коренным интересам.

В классовом обществе не может быть неклассовых идеологий. При капитализме существуют только 2 вида идеологии – буржуазная идеология и социалистическая идеология. Если пролетарские массы не усвоят идеологии социалистической, то они непременно попадут под влияние идеологии буржуазной. Буржуазная идеология намного старше идеологии социалистической, она всесторонне разработана и обладает неизмеримо большими средствами распространения. К тому же, как указывал В.И. Ленин, в классовом обществе всегда господствует именно идеология господствующего класса. Победить буржуазную идеологию можно только очень высокой активностью и качеством пропаганды и агитации социалистических идей.

Пропаганда - много идей дается одному лицу или немногим лицам. Агитация - одна или несколько идей дается целой массе лиц. Есть и другое определение: пропаганда разъясняет, агитация – призывает.

Пример пропаганды: рассматривая вопрос о безработице, нужно разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности при капитализме, на примерах пояснить, как проявляются эти кризисы в современном обществе, доказать, что избавиться от кризисов можно только при другом типе общества - социалистическом, переход к которому закономерен.

Пример агитации: говоря о том же вопросе, о безработице, взять известный всем пример (смерть от голода безработной семьи, усиление нищенства и т. п.) и дать слушателям одну идею - идею о бессмысленности противоречия между ростом богатства одних и ростом нищеты других, возбудить в людях недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью.

Пропаганда действует поэтому главным образом печатным, а агитация — живым словом.

Пропаганда освещает политику коммунистов в широком плане, в перспективе, а агитация делает упор на ближайшие цели.
 

Пример пропаганды большевиков

Солдаты!

В Петербурге забастовали на фабриках и заводах рабочие, которые не могут больше терпеть кровопийства хозяев и притеснений полиции и чиновников. В воскресенье на площадь перед Зимним дворцом явится народ, чтобы потребовать у царя свободы. Народ требует, чтобы немедленно прекращена была русско-японская война. Японцы разбили нас уже несколько раз, перебили двести тысяч наших солдат, потопили наш флот и взяли Порт-Артур. Японцы лучше нас подготовились к войне, и Манчжурия все равно будет в их руках. Да и не нужна она нам.

Народ требует, чтобы вместо царя Россией управляло Собрание выборных от народа. Народ требует, чтобы облегчили подати и налоги, чтобы крестьянам вернули ту землю, которую у них отняли помещики.

Народ требует, чтобы все—дворяне, мещане, купцы, крестьяне — получили равные права и свободу. Народ требует, чтобы все племена — русские, поляки, финляндцы, армяне, грузины, евреи, литовцы, немцы, латыши, киргизы, татары — были равны перед законом. Народ требует, чтобы солдат, которых берут на службу, оставляли служить дома, чтобы солдаты жили дома, а не в казармах, чтобы офицеры их не били и не оскорбляли.
 

Пример агитации
 

Солдаты!

В воскресенье народ пойдет к царю требовать свободы. Но царь не хочет давать свободы и пошлет вас с ружьями и пушками против народа. Он прикажет вам стрелять в народ. Он может приказать вам бить стачечников. Отказывайтесь стрелять и бить ваших братьев, не слушайтесь офицеров, переходите на нашу сторону.

Солдаты! Идемте вместе с нами за свободу!

Да здравствует свобода!

Долой войну!

Долой самодержавие!

Источник: Листовка Петербургского Комитета РСДРП от 8 января 1905 г.

 

Нужно распространять среди трудящихся масс идеи научного социализма, давать правильное понятие о современном обществе и его перспективах, рассказывать о классах и классовой борьбе, об исторической задаче коммунистической партии и пролетариата, объяснять трудящимся противоположность их интересов интересам хозяев, показывать формы и методы политического, экономического и социального угнетения, объяснять каждое конкретное проявления этого угнетения с точки зрения научного социализма. Крайне необходимо также вести постоянную борьбу против всякой буржуазной идеологии и оппортунизма, в какие бы модные и блестящие мундиры они ни рядились, т.е. вести контрпропаганду.

Пропаганда - субъективный фактор революции. И именно активность социалистической пропаганды может определить в конечном итоге, будет революция или нет. «Обыватель,— писал Ленин,— удовлетворяется той бесспорной, святой и пустой истиной, что нельзя знать наперед, будет революция или нет. Марксист не удовлетворяется этим; он говорит: наша пропаганда и пропаганда всех социал-демократических рабочих входит одним из определителей того, будет революция или нет».

С подъемом революции возможности пропаганды расширяются, поскольку в массах усиливается интерес к различным сторонам социальной жизни, к политическим идеям, но в свою очередь развитие революции требует и более энергичного ведения идеологической работы.

Политические обличения всех проявлений власти капитала и чиновничьего беспредела есть один из способов вовлечения пролетариата в активную классовую борьбу. Это одна из возможностей превратить стихийный протест трудящихся против эксплуататоров в осознанную борьбу за определенные политические идеалы.
 

Пример политического обличения большевиков

Товарищи! Кровь пролилась, она льется потоками. Рабочие еще раз узнали царскую ласку и царскую милость. Они шли искать правды у царя и получили от него пули. У Нарвской заставы, у Троицкого поста, на Невском, — везде десятки убитых, сотни раненых. Стреляли без предупреждения. Вы видите, что значит просить царя, что значит надеяться на него. Так научитесь же брать силой то, что надо, научитесь надеяться только на себя. …..

…. Мы, социал-демократы, говорили уже вам раньше, что у царя и чиновников ничего нельзя взять просьбами и мольбами, что на них действует только сила, что они беспощадные враги, а не друзья ваши. Теперь вы сами видите это на деле. Так идем же вместе! И пусть пролитая кровь не пропадет даром! Пусть она принесет нам свободу и лучшее будущее! Объединяйтесь, вооружайтесь, надейтесь только на себя, товарищи рабочие!

Источник: Листовка Петербургского Комитета РСДРП от 10 января 1905 г.

 

История показывает, что общественно-экономическому и политическому перевороту предшествует переворот во взглядах и воззрениях людей. Чем глубже революционный переворот, тем более необходимой становится высокая идеологическая подготовка масс. Чем грандиознее задачи, решаемые революцией, тем более широкие массы трудящихся должны участвовать в революционной борьбе.

Очень важно уметь своевременно изменять направления, методы и формы пропаганды и агитации в соответствии с изменениями условий в стране.

Например, в ходе революции 1905 года пропаганда теории социализма отошла у большевиков на второй план, а на первое место встала агитация, направленная на подготовку вооруженного восстания. В годы реакции главным стало обобщение опыта революции 1905—1907 гг. и защита марксизма от нападок внутри самого левого движения. Тогда же стали активно применяться разнообразные формы легальной работы - литературные формы пропаганды и агитации, использовалась думская трибуна, профсоюзы, культурно-просветительные общества и др. В годы нового революционного подъема снова возросла роль практической агитации, упор делался на стачки, забастовки как на главное средство «раскачки» рабочего класса, вовлечения его в политическую борьбу.

 

Роль пропаганды и агитации в сегодняшних условиях

Роль пропаганды и агитации в условиях сегодняшних российских реалий трудно переоценить – она не просто огромная, а супер-огромная! Пропаганда и агитация это задача для нас сейчас, говоря словами В.И. Ленина, архинасущнейшая!

Коммунисты за 20 лет изрядно запустили идеологическую работу с массами в нашей стране, в первую очередь, с пролетариатом. Тому есть и вполне объективные причины – активная антисоветская и антикоммунистическая пропаганда, под влияние которой в немалой степени попали и многие советские коммунисты, шок от смены социально-экономического строя в стране, недостаточная подготовка самих коммунистов в позднем СССР, необходимость адаптации людей к условиям жизни при капитализме, т.е. текущие заботы о хлебе насущном и т.п. Но есть причины и субъективного характера – это, во-первых, тот факт, что значительная часть бывших советских коммунистов оказалась в составе КПРФ, которая, будучи партией мелкобуржуазной, никогда и не ставила своей целью ведение идеологической работы в массах с целью выработки у них научно-социалистического сознания; во-вторых, не вполне осознаваемое немногими настоящими коммунистическими партиями в РФ значение такой работы для активизации масс и организации из них действенной политической силы, способной эффективно бороться с капитализмом.

Если в начале 90-х годов задача настоящих коммунистов в идеологии заключалась в основном в том, чтобы бороться с либеральной пропагандой и антисоветскими мифами, то на сегодня к этой задаче, отнюдь еще нерешенной, добавляется еще более серьезная задача – обучение научному социализму молодого поколения, родившегося и выросшего уже при капитализме и знающего о социализме и СССР только со слов своих родителей.

Положение на идеологическом фронте осложняется еще и тем, что значительная часть тех коммунистов, которые оказались верны идеям марксизма-ленинизма, часто не учитывают того простого факта, что их обучение теории научного социализма происходило в свое время в условиях социализма, когда не было никакой насущной потребности вести практическую ежедневную борьбу за выживание. Тогда психологически не замечались и не запоминались те положения марксизма, которые оказываются более чем необходимыми нам сегодня в условиях классового общества, в условиях необходимости вести постоянную классовую борьбу.

Активно развивающийся экономический кризис капитализма во всем мире, каких, возможно, еще и не бывало в его истории, не сможет не задеть Россию. Вероятнее всего, что именно по нашей стране он ударит наиболее сильно. Политическое и социальное бесправие, которое уже сейчас душит наше общество, огромное социальное расслоение населения, ухудшение материального положения трудящихся – все это поставит на грань выживания большую часть наших граждан, причем в самое ближайшее время. По прогнозам многих аналитиков общественно-политическая, экономическая и социальная ситуации в стране резко ухудшатся уже к лету этого года. Что не может не вызвать и резкого роста протестных настроений в обществе, первые всплески которых мы ощущаем уже сейчас. Без всякого сомнения, что этот протест попытается оседлать буржуазия и направить его в нужное для себя русло, прикрывшись очередной а-ля-либеральной идеологией. Не допустить этого, направив протест трудящихся в сторону борьбы с буржуазией, в сторону восстановления социализма в нашей стране – вот главная задача всех коммунистов-ленинцев в России.

Идеологическая работа в массах, ведение самой интенсивной пропаганды и агитации социалистической идеологии и борьба с идеологией буржуазной должны вестись среди возможно более широких слоев населения нашего общества, и в первую очередь, среди трудящихся, среди пролетариата и его авангарда – рабочего класса. Если мы не хотим оказаться в хвосте у буржуазии, если мы действительно хотим победить капитализм, учиться и переучиваться научному коммунизму придется всем, и молодым коммунистам, и старым. А потом учить социализму массы. Не менее важно также и осознать советский опыт и, самое главное, причины поражения социализма в СССР.

Только активной пропагандой и агитацией мы, коммунисты, сможем обеспечить не только рост политической активности масс, но и их сознательность, а значит, и возможность объединения в решающую политическую силу в стране. Только интенсивной пропагандой и агитацией мы сможем преодолеть вялость пролетариата и неактивность профсоюзов, победить разброд и шатания во всем левом движении в стране. Тем более, что новые информационные технологии предоставляют нам сейчас для ведения пропаганды и агитации огромные возможности, которыми мы должны обязательно пользоваться.

Чтобы быть действенной, наша пропаганда и агитация не должны отрываться от задач практического действия. Наша агитация и пропаганда должны оперативно реагировать на все изменения общеполитической, социальной и экономической ситуации в стране, в регионах и на местах.

Рост протестных настроений в обществе, вылившийся в недавние митинги против нечестных выборов, и грядущие мартовские выборы президента РФ определяют основное общероссийское политическое направление агитации коммунистов - это общедемократические требования, направленные на демократизацию всей политической системы страны. При этом необходимо прояснение массам того факта, что коренные интересы трудящихся не могут быть осуществлены в рамках нынешнего строя. Следовательно, глобальная задача коммунистов состоит на сегодня в том, чтобы перевести общедемократические требования масс в политические. Разумеется, конкретные направления политической агитации и их лозунги будут зависеть от тактики, которую выберет для себя коммунистическая партия в данных конкретных условиях. Ясно одно, что без внесения в общедемократические требования протестующих масс требований социальных и экономических, такой перевод осуществить будет невозможно. Среди социально-экономических направлений на сегодня можно выделить следующие – протест против существующего дискриминационного Трудового Кодекса, расширение прав профсоюзов, требования бесплатного образования и бесплатного здравоохранения, отмена варварского «Закона о защите здоровья граждан», отмена несправедливой и безжалостной ювенальной юстиции, повышение пенсий, стипендий, зарплат, снижение цен на ЖКУ и т.п.

Агитация и пропаганда масс должна непременно учитывать особенности, интересы и текущие проблемы той группы населения, к которой она обращена, – в таком виде она наиболее эффективна. Студенты легче включатся в борьбу за повышение стипендий и бесплатное высшее образование, чем за снижение цен ЖКХ. Автомобилисты поддержат акции за отмену транспортного налога и снижение цен на бензин. Пенсионеры всегда выступят за повышение пенсий и бесплатное здравоохранение.

Пропаганда и агитация в регионах и на местах получит поддержку населения, если будет затрагивать в первую очередь проблемы местного значения, которые касаются каждого человека, проживающего на данной территории. Обращаясь к людям, необходимо разъяснять с классовой точки зрения конкретные социально-экономические проявления их угнетения и притеснения, с которыми они сами сталкиваются в своей реальной жизни, например, на своих рабочих местах: невыплата или задержка заработной платы, снижение расценок, увеличение рабочего дня, снижение оплаты за переработку и т.п.

Эффективным способом подключения людей к активной классовой борьбе является метод политических обличений, который в нынешних условиях можно сделать очень оперативным и действенным, используя возможности интернета.

Серьезным и важным направлением всей нашей сегодняшней пропагандистско-агитационнной работы остается контрпропаганда. За последние годы очень много было сделано в этом направлении, причем не только коммунистами, но и просто здравомыслящими людьми, смотрящими на мир объективно, а не через призму либеральной идеологии. Значительное количество подлинных материалов, статей и научных исследований, изданных в печати и выложенных в интернете, отлично разоблачают большинство антисоветских, антикоммунистических и либеральных мифов. Единственное, что возможно требуется, это хорошая систематизация всех накопленных материалов, хотя такие попытки ранее и предпринимались.

Гораздо меньше сделано в области разоблачения оппортунизма и ревизионизма в левом движении, особенно современных его вариантов. Многое по этому вопросу можно почерпнуть у классиков, которые этой проблеме уделяли самое пристальное внимание. Кое-что по современным модификациям оппортунизма и ревизионизма наработали уже современные марксисты. Но здесь информация и материалы практически не систематизированы и не структурированы. Возможно, именно по этой причине они слабо доступны широкому кругу коммунистов и тем более массам, с которыми просто жизненно необходимо вести самую интенсивную разъяснительную работу по этим важным вопросам левого движения.

Более подробно о формах и методах пропаганды и агитации, которые можно было бы применять в современных условиях, мы поговорим в следующих статьях, специально посвященных этим вопросам.

 

Литература:

1. В.И. Ленин «Что делать»

2. Ф. Энгельс «Крестьянская война в Германии», Предисловие

3. В.И. Ленин «Задачи русских социал-демократов»

4. В.И. Ленин «Протест российских социал-демократов»

5. Листовки Петербургских большевиков 1902-1917 гг., ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939 г.

6. В.П. Кожевников «Пропаганда и агитация большевиков в дооктябрьский период», М., Издательство политической литературы, 1983 г.


Опыт большевиков Часть 2.

Начало листа
Главная страница



Почтовый ящик ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru




Hosted by uCoz