|
|||
|
Статьи |
||
14.03.2012 |
|
||
Опыт большевиковЧасть 2. Организация пропаганды и агитацииАктивная пропаганда и агитация немыслима без хорошей организации всей идеологической работы коммунистов. К 1905 г. большевики накопили уже значительный опыт пропаганды и агитации. Основная задача первых марксистских кружков в России заключалась в пропаганде марксизма. С созданием «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» социал-демократия от узкой кружковой пропаганды перешла к массовой агитации - создавались кружки для распространения и чтения политической литературы, по обучению типографскому делу и др. В период деятельности «Искры» идеологической работой на местах руководили ответственные пропагандисты и агитаторы при комитетах РСДРП, образовывались группы пропагандистов, которые вели занятия в кружках. Непосредственное руководство всей идеологической деятельностью партии большевиков осуществлял В. И. Ленин, который лично встречался с пропагандистами, проводил с ними беседы и инструктирование, вел обширную переписку. Сохранилось письмо пропагандиста С. Моносзона к В. И. Ленину от 20 января 1905 г. с просьбой составить и прислать план занятий в кружках, указать общий план речей на массовках, литературу по вопросам: развитие аграрных отношений, профессиональное движение и социализм, всеобщая стачка и др. К октябрю 1917 г. большевики создали очень эффективную систему пропаганды и агитации, в основе которой лежал принцип централизма, организации разветвлённой работы сверху вниз. Руководство и координацию всей идеологической работы РСДРП осуществлял ее Центральный Комитет. При нем была образована лекторская коллегия, которая занималась улучшением качества пропаганды и подготовкой кадров пропагандистов для региональных отделений партии. При партийных комитетах городских и региональных организаций были созданы пропагандистские коллегии, при районных комитетах РСДРП(б) — районные пропагандистско-агитационные коллегии, а на заводах — агитаторские и пропагандистские группы. Например, при Петербургском комитете РСДРП в 1903 г. работали пропагандистская коллегия и пропагандистская группа, насчитывавшая 60 человек, которой руководил ответственный пропагандист, входящий в состав комитета. Ответственные пропагандисты были и в райкомах города. Собрания районных пропагандистов проходили еженедельно. Примерно также была организована работа и в других крупных российских комитетах РСДРП (в Петербурге, Москве, Баку, Одессе). Развитие первой русской революции потребовало создания пропагандистских центров в районных и заводских партийных комитетах. Осенью 1905 г. в Петербурге, например, действовало девять райкомов вместо шести в начале революции. Число подрайонных комитетов выросло с 12 до 36 в ноябре. И при всех из них работали специально выделенные для этого организаторы пропаганды и агитации. Еще в 1902 г. В. И. Ленин рекомендовал образовать при каждом заводском комитете РСДРП специализированные группы и кружки для разноски и распространения литературы, для чтения нелегальной литературы, кружки для слежения за шпионами, для руководства профсоюзами, кружки агитаторов и пропагандистов, «умеющих начинать разговоры и долго вести их вполне легально... с тем, чтобы говорить безопасно и публично, чтобы разведывать людей и нащупывать почву и т. д.». Структура низового звена руководства идеологической работой партии была определена в проекте инструкции Русского бюро ЦК об организационном строении партии. Все социал-демократы, работавшие на предприятии, должны были объединяться в кружки. Среди крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий рекомендовалось устраивать кружки по местностям, профессиям, а рабочих объединять по мастерским, цехам или профессиям, чтобы между членами кружков существовала тесная трудовая близость. Такой контакт давал возможность лучше узнать друг друга и не допускать в ряды организации ненадежных элементов. Заводской комитет состоял из представителей кружков. Он руководил всей партийной работой, направлял деятельность кружков, снабжал их литературой, назначал пропагандистов и организовывал просвещение пролетарской массы — устраивал массовки, митинги, распространял листовки и т. д. Заводские комитеты обычно состояли из 3-5 человек, каждый из которых выполнял функции пропагандистов и агитаторов. В их состав входили: - организатор пропаганды (организовывал пропагандистские кружки, подыскивал квартиры, следил за занятиями в кружках), - организатор агитации (по возможности обладавший даром слова), - библиотекарь (заведующий библиотекой и складом нелегальной литературы), - кассир. Например, на предприятиях Москвы в 1905 г. в состав партийных заводских комитетов входили: кассир, ответственный за распространение листовок, заведующий нелегальной библиотекой, устроитель кружков, ответственный за привлечение на массовки слушателей и др. К осени 1905 г. в Москве действовало до 40 заводских партийных комитетов. Коллективность была важной особенностью руководства идеологической работой большевиков. Тексты листовок, тезисы для агитаторов, отчеты пропагандистских, клубных и других комиссий коллективно обсуждались на заседаниях партийных комитетов. Одним из важнейших принципов организации пропаганды и агитации являлась специализация большевиков в различных областях деятельности. В.И. Ленин писал, что «конспирация прежде всего требует специализации отдельных кружков и лиц на отдельных функциях работы... Отдельные функции революционной работы бесконечно разнообразны: нужны агитаторы легальные, умеющие говорить среди рабочих... Нужны распространители литературы, листков. Нужны организаторы рабочих кружков и групп. Нужны корреспонденты со всех фабрик и заводов... Нужны люди для хранения литературы». Идеологическая работа региональных партийных комитетов обычно разделялась так: - подготовка пропагандистов и агитаторов из рабочих и из интеллигенции, - основание рабочих кружков и кружков учащейся молодежи и руководство ими, - пропаганда в армии, - изыскание денежных средств, - транспортировка литературы и ее хранение, - собирание и хранение нелегальной библиотеки, - составление летучих листков и их редактирование, - типографская работа, - составление корреспонденции для журналов и газет партии. Другим, не менее важным принципом организации и пропаганды являлся дифференцированный подход к массам, умение учитывать социальные особенности тех людей, среди которых она ведется. Почти во всех крупных комитетах РСДРП выделялись специальные пропагандисты и агитаторы, руководившие пропагандой и агитацией среди крестьян, солдат и учащейся молодежи. У комитетов РСДРП имелись внутренние уставы, в которых были прописаны обязанности пропагандистской группы, в которые, как правило, входили: - разработка программы для пропагандистских кружков низшего, среднего и высшего типов; - распределение между членами группы работы по пропаганде; - подготовка кадров пропагандистов из рабочей среды. То есть, как мы можем видеть, организационная структура комитетов РСДРП была максимально приспособлена к осуществлению эффективной пропагандистско-агитационной работы. Основными формами руководства пропагандой и агитацией были пропагандистские и агитаторские коллегии. В задачу этих коллегий входило: -организация и руководство всей пропагандой и агитацией, контроль за деятельностью пропагандистов, - определение наиболее эффективных форм устной и печатной пропаганды и их организация, - подготовка кадров пропагандистов, - создание партийных школ, пропагандистских кружков и групп, - разработка программ, тематики агитационных речей, рефератов. В ходе революции 1905—1907 гг. пропагандистские и агитаторские коллегии были образованы при Воронежском, Донском, Екатеринбургском, Новониколаевском, Красноярском, Полесском, Ревельском, Саратовском, Симбирском, Ташкентском и других комитетах РСДРП. В годы реакции пропагандистские коллегии работали в комитетах РСДРП Костромы, Москвы, Минска, Омска, Одессы, Петербурга, Сормова, Тифлиса, Харькова и других городов. В период от февраля к октябрю 1917 г. агитационно-пропагандистские коллегии функционировали при Петроградском, Московском, Тульском, Смоленском, Костромском, Иваново-Вознесенском, Сормовском и других большевистских комитетах РСДРП(б), то есть почти во всех крупных партийных организациях. Большевики активно использовали в своей идеологической работе институт разъездных пропагандистов и агитаторов. Сеть разъездных агентов постоянно функционировала при Русском бюро ЦК, Петербургском комитете РСДРП(б) и Московском областном бюро РСДРП(б).В период от февраля к октябрю 1917 г. эффективность большевистской контрпропаганды в немалой степени обеспечили лекторские группы, созданные при ЦК РСДРП(б), Московском областном бюро, Московском комитете, Московском окружном комитете и других. Постановкой пропагандистской работы в Центрально-промышленном районе руководило Московское областное бюро (МОБ), учредившее коллегию разъездных работников и группу разъездных инструкторов-пропагандистов. За период между Апрельской и Июльской областными конференциями РСДРП(б) работники МОБ совершили 17 поездок в отдельные города области и 13 маршрутных поездок с охватом всего района. Организация пропаганды и агитации в современных условиях
Скажем, идеологическую работу партийных комитетов всех уровней может выглядеть примерно так: - подготовка пропагандистов и агитаторов из сознательных рабочих и из интеллигенции, - основание рабочих кружков и кружков учащейся молодежи и руководство ими, - пропаганда в силовых структурах, - изыскание денежных средств, - транспортировка литературы и ее хранение, - собирание и хранение библиотеки (книг, брошюр, информационных материалов и т.п.), - составление рефератов, докладов, брошюр, информационных материалов, листовок и их редактирование, - издательская работа, - работа в интернете, - составление корреспонденции для журналов, газет и партийных сайтов. Представляется вполне разумным (по возможности) выделение вопроса пропаганды и агитации в отдельное направление деятельности партии. Подготовка пропагандистов и агитаторов может быть также трехуровневой и осуществляться во всех отделениях партии – от её центрального до низового уровня. При партийных комитетах центрального, регионального, городского уровней имеет смысл создать коллегии (комиссии) пропагандистов и агитаторов с аналогичными, как у большевиков, функциями. В районных и низовых партийных организациях достаточно будет создать специальные группы пропагандистов и агитаторов. Примерные функции пропагандистско-агитационных комиссий центрального, регионального и городского уровней могут быть такими: - организация и руководство всей пропагандой и агитацией, контроль за деятельностью пропагандистов и агитаторов, - определение наиболее эффективных форм устной, печатной, радио-, теле- и интернет пропаганды и их организация, - разработка и выявление новых видов и форм пропаганды и агитации, - подготовка кадров пропагандистов и агитаторов, - создание партийных школ, - разработка программ для школ, групп и кружков пропагандистов и агитаторов, рефератов, докладов, тематики агитационных речей и лозунгов, - обеспечение школ, групп и кружков пропагандистов теоретическими и информационными материалами, - разработка интернет-продукции – демотиваторов, плакатов, видеороликов, - организация, поддержка и наполнение интернет-сайтов своего уровня, - организация и ведение контрпропаганды в социальных сетях, на форумах и сайтах противников, - организация выездных лекторских групп. Примерные функции пропагандистско-агитационных групп районного и низового уровней (по возможности): - организация и руководство пропагандой и агитацией на подотчетной территории, контроль за деятельностью пропагандистов и агитаторов, - определение наиболее эффективных для данных конкретных условий форм устной, печатной пропаганды и их организация, - помощь вышестоящим парторганизациям в интернет-пропаганде, - разработка интернет-продукции – демотиваторов, плакатов, видеороликов, - обеспечение оперативными материалами городских, региональных и центральных печатных изданий и интернет-сайтов, - ведение контрпропаганды в социальных сетях, на форумах и сайтах противников, - организация сети рабочих корреспондентов, - подготовка кадров пропагандистов и агитаторов для работы в массах, - создание пропагандистских кружков для местных пропагандистов и агитаторов, - разработка программ для кружков политобразования, рефератов, докладов, тематики агитационных речей и лозунгов для данных конкретных условий, - обеспечение пропагандистов на местах теоретическими и информационными материалами для работы с массами. Вполне разумно по примеру большевиков основывать деятельность пропагандистско-агитационных групп на принципах коллегиальности, специализации и дифференцированного подхода к работе с массами. Для проведения эффективной пропаганды и агитации желательно подбирать специальных людей для работы в разных слоях населения – отдельно с рабочими, с интеллигенцией, с предпринимателями, с сельскими жителями, с госслужащими (учителями, медиками и пр.), с полицией и в армии, с учащимися и студентами. Самое серьезное внимание следует сейчас уделить работе с современными информационными технологиями, и в первую очередь, в интернете. К этой работе можно подключить не только членов партии, но и сочувствующих ей лиц. Главные достоинства интернета - это оперативность распространения в нем информации и молодежная среда, которая составляет подавляющую часть его пользователей и которая для нас на сегодня очень важна. Л. Сокольский Используемые источники:
|
|||
|
|||
Начало листа |
Главная страница
|
||
|
|||
Почтовый ящик ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru |