|
|||
|
Статьи |
||
15.03.2012 |
|
||
Опыт большевиков14.03.2012 г. Мы продолжаем публиковать серию статей об опыте работы большевиков: 3. Подготовка пропагандистских кадровБольшевики всегда придавали огромное значение теоретической подготовке своих кадров. РСДРП была первой политической партией, преодолевшей нигилистическое отношение к вопросам идеологии и политическому просвещению трудящихся. Политическая учеба большевиков имела своей целью ознакомить партийные кадры и массы пролетариата с революционным учением, научить их разбираться в текущих событиях, развить в них чувство классового самосознания. Главной задачей политучебы была ликвидация политической неграмотности трудящихся. Обязанностью социал-демократов было помогать всякому выдающемуся по своим способностям рабочему превращаться в профессионального агитатора, организатора или пропагандиста. Ленин считал, что пропагандист должен обладать совокупностью политических и деловых качеств: политической зрелостью, идейной убежденностью, широкой эрудицией, культурой, умением связывать теорию с практикой. Не всякий обладающий знаниями человек может быть пропагандистом. Ленин выступал против «переполнения этой профессии малоспособными людьми и принижения этим уровня пропаганды». Крайне важно систематически повышать теоретический уровень пропагандистов. Ленин считал, что хороших пропагандистов «надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо». Одно из условий специализации пропагандистов - четкое разделение труда между ними. До октября 1917 г. специализация пропагандистов особенно учитывалась при подборе и расстановке кадров в высшем звене политического просвещения. Социальной базой пополнения кадров пропагандистов и агитаторов стали широкие массы российского рабочего класса, включившегося в революционную борьбу. Основную массу рабочих-пропагандистов составляли металлисты — наиболее многочисленный и сознательный отряд рабочего класса (около половины партийных рабочих были металлистами). В Центрально-промышленном районе к концу второго года революции 1905—1907 гг. пропагандистско-агитационную работу среди пролетариата вели 20 тысяч членов РСДРП, в Петербурге — 6 тысяч. Именно в этих районах большевики имели преобладающее влияние. Сила же их, как отмечал В.И. Ленин, была в 10, в 100 раз больше, чем численность. Вокруг этого авангарда боевой пролетарской партии сформировался широкий слой беспартийного рабочего актива, служивший источником пополнения партийных рядов, кадров пропагандистов и агитаторов, особенно их низового звена. Другим важным источником пропагандистских кадров была интеллигенция. В период революции интеллигентов в партии было 32%, из которых около 40%составляли студенты и учащиеся, и 42% приходилось на долю учителей. До первой русской революции социал-демократы получали политическое образование в марксистских кружках. Выдающимися пропагандистами и агитаторами, организаторами кружков были большевики И.В. Бабушкин, М.И. Калинин, Г.Н. Каминский, М.Н. Лядов, В.И. Невский, Н.А. Семашко, Е.Д. Стасова и другие. Ко времени созыва I съезда РСДРП кружки работали более чем в 50 городах России. Они были самой простой и доступной формой организации политучебы. Начавшаяся революция изменила характер кружковой пропаганды, остро поставив проблему массовой подготовки пропагандистских кадров. В местных комитетах наряду с пропагандистскими кружками стали создаваться курсы пропагандистов и агитаторов. Система партийной учебы большевиков состояла из трех звеньев: кружков низшего, среднего и высшего типов. Подготовка кадров через них обеспечивала систематичность и последовательность обучения. Наиболее распространенными были кружки низшего и высшего типов. В.И. Ленин придавал большое значение начальному звену, ибо оно определяло качественный состав партии, уровень всей системы партийного просвещения. Через низшее звено шел процесс формирования кадров пропагандистов. Число кружков находилось в прямой зависимости от роста революционного движения – чем выше был революционный подъем масс, тем большее количество пропагандистских кружков требовалось. В годы революционного подъема пропагандистские кружки действовали на большинстве крупнейших предприятий. Число кружков при местных комитетах РСДРП в различные периоды революции колебалось от одного до нескольких десятков, а число их членов— от 100 до 300. Средняя численность кружков низшего типа составляла 10—15 человек. Для эффективного руководства партийным просвещением ЦК РСДРП и партийные комитеты стремились получить достоверную и оперативную информацию о положении дел на местах, т.е. организовать эффективную обратную связь. Например, в письме из Петербурга (из ЦК) от 8 сентября 1905 г. ответственному пропагандисту Нижегородского комитета РСДРП предлагалось дать отчет о состоянии пропаганды по вопросам: сколько человек в группе пропагандистов, сколько кружков и какого типа, средний состав кружков, общее число рабочих, входящих в них, получена ли пропагандистами программа ЦК, шли ли по ней занятия, обсуждалась ли она в комитете. ЦК РСДРП интересовали впечатления слушателей кружков о занятиях, недостатки в работе пропагандистов, их причины, практические предложения рабочих по постановке пропаганды, отношение их к той или иной теме. Информация, полученная при помощи анкет или отчетов, анализировалась и обобщалась ЦК, а потом использовалась при выработке программ политпросвещения. На места рассылались постановления, информационные письма, протоколы, тезисы, доклады, рефераты, программы по всем вопросам политучебы. В годы революции главной задачей большевиков была политическая агитация, а в годы реакции — пропаганда, политическое воспитание масс. В годы реакции роль кружков возросла, возросла и требовательность рабочих к качеству пропаганды и пропагандистским кадрам. Местные партийные комитеты постоянно занимались вопросами расширения кружковой пропаганды, повышением ее качества и теоретического уровня. На собраниях парткомов большевиков регулярно слушались вопросы о состоянии и «продуктивности» кружковой работы. Каждый из членов организации сообщал о положении дел в своих кружках. С началом нового революционного подъема руководство РСДРП предложило шире привлекать пропагандистские кружки к повседневной практической работе. Члены кружков приняли активное участие в организации стачечного движения, в кампании по выборам в IV Государственную думу, в думской большевистской фракции, в газете «Правда», в распространении нелегальной социал-демократической литературы. В годы империалистической войны пропагандистские кружки стали чуть ли не единственной формой устной пропаганды. В этот период партийные организации, группы, кружки действовали более чем в 200 городах страны. Подпольные рабочие кружки функционировали почти на всех крупных фабриках и заводах Петрограда, Москвы, Екатеринбурга, Харькова и других городов. Их работа заключалась главным образом в пропаганде интернационалистских идей. В период подготовки Великой Октябрьской социалистической революции возникла острая нехватка пропагандистов, которая возмещалась путем вовлечения в пропагандистскую работу сознательных рабочих. «Тогда все были ораторами,— вспоминал московский пропагандист В. Попов-Дубовский.— Рядовые рабочие и работницы, которые, что называется, лыка не вязали, обладая «полстяным языком», выступали и на заседаниях, и на собраниях, и на митингах. И по мере опыта, связанная речь их понемногу расправлялась, слова, застревавшие в горле, научались укладываться в речь, а раскаленная атмосфера, неотступное повелительное требование тысяч людей перед глазами — сжигали нерешительность и застенчивость». В 1905 г. после Манифеста 17 октября революционным творчеством пролетариата была создана новая форма политического просвещения трудящихся - социал-демократические клубы. Их цель - расширение теоретических знаний членов партии и сознательных рабочих. Главными формами работы в таких клубах были чтение лекций и рефератов, проведение бесед, дискуссии, организация библиотечек и читален. Партийные клубы были созданы в Петербурге, Москве, Вятке, Екатеринбурге, Минске, Оренбурге, Самаре, Смоленске, Перми, Таганроге, Уфе и других местах. С лекциями и докладами там часто выступали видные партийные публицисты, например, в Москве Б.М. Волин, М.С. Ольминский, И.И. Скворцов-Степанов и другие. В это же время появляются и рабочие клубы, которые первоначально создавались для удовлетворения потребностей рабочих в общении. Большевики стали активно использовать эти клубы для политического просвещения и объединения масс, проводя в них интенсивную пропагандистскую работу. Первые рабочие клубы возникли осенью 1905 г. сначала в Петербурге, а затем по всей России. Рабочие клубы стали для пролетарской массы школой подготовки к участию в большевистских организациях. Там рабочие постигали сущность революционной борьбы, усваивали программу и лозунги партии. Пропаганда и агитация проходили в них в форме лекций, бесед, собраний и митингов. Деятельность рабочих клубов ускоряла процесс политического воспитания пролетариата. Как и пропагандистские кружки, они помогали создавать резерв для выдвижения кадров пропагандистов и агитаторов из «околопартийных» рабочих. Осенью 1905 г., в момент наивысшего подъема революции, когда особенно усилился спрос на опытных пропагандистов и агитаторов, стали учреждаться пропагандистские курсы. Они появились в Костроме, Нижнем Новгороде, Омске, Ярославле и других городах. В годы революции 1905—1907 гг. возникла также высшая форма подготовки пропагандистских кадров — партийные школы. Одной из первых в России партийных школ была школа при Екатеринбургском комитете РСДРП. В ней обучалось 50 человек, главным образом рабочие — активисты. Лекции в школе читали: Я.М. Свердлов — по программе и тактике РСДРП, Н.Н. Батурин — по истории революционного движения и теории научного социализма. Весной 1906 г. школы пропагандистов и агитаторов из рабочих были созданы всеми районными партийными комитетами Петербурга. В Выборгском районе Петербурга их существовало две с числом слушателей 15—20 человек. В школах велась пропаганда высшего типа, для чтения лекций приглашались литераторы и специалисты по тому или иному вопросу. Агитаторские школы пользовались большей популярностью, чем кружки, и работали они более эффективно. Практическое значение школ состояло в том, что с их помощью проводилась в массы большая часть партийных директив. В годы первой русской революции в стране функционировало более десятка пропагандистских и агитаторских школ. Процесс образования школ продолжился и в годы реакции. Первая пропагандистская школа в Москве открылась в 1909 г. специально для подготовки из рабочих идейных вождей революционного движения. В деле подготовки и воспитания партийных кадров огромную роль сыграла созданная весной 1911 г. по инициативе В.И. Ленина партийная школа в Лонжюмо под Парижем. В ней занималось 18 рабочих, прибывших из Петербурга, Москвы, Екатеринослава, Сормова и других городов. Лекторами в школе были В.И. Ленин, Н.А. Семашко, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. Из 147 лекций, состоявшихся в школе, 56 прочитал Владимир Ильич: 29 лекций (43 часа) — по политической экономии, 12 лекций (18 часов) — по аграрному вопросу, 12 лекций — по теории и практике социализма в России. По просьбе слушателей школы В.И. Ленин прочел еще три лекции о материалистическом понимании истории и реферат о текущем моменте и о положении дел в партии. Программа школы была нацелена на подготовку практических работников. В своих лекциях Ленин тесно связывал теорию с жизнью, с практикой революционной борьбы. Он брал примеры из окружающей жизни, говорил об известных и понятных фактах, шел от частного к общему. Сложные явления и процессы он сравнивал с уже известными, и абстрактное становилось понятным и конкретным. Часто лекции переходили в беседы со слушателями. После каждой лекции Владимир Ильич задавал вопросы, на которые слушатели должны были дать письменные ответы, получив необходимую литературу. Так В.И. Ленин старался активизировать мысль слушателей. Его ученики писали конспекты, доклады по вопросам, предложенным лекторами, готовили рефераты, вели дискуссии. Для них были организованы практические занятия по составлению конспектов, корреспонденции в газету. Под руководством Н.К. Крупской слушатели изучали технику печатного дела, организацию партийных связей. Огромное значение приобрела подготовка пропагандистских кадров в период от февраля к октябрю 1917 г. В сложной исторической обстановке этого времени разлагающему влиянию буржуазной пропаганды необходимо было противопоставить эффективную большевистскую пропаганду и агитацию. В это время получили широкое распространение курсы по подготовке пропагандистов при комитетах РСДРП (б) Москвы, Петрограда, Богородска, Рославля, Арзамаса и других городов. В Москве, например, были учреждены курсы с тремя параллельными отделениями, рассчитанные на два месяца. На них обучалось 300 человек. По инициативе ЦК РСДРП(б) начали создаваться также и партийные школы пропагандистов и агитаторов. Первыми к их образованию приступили большевики Москвы. Партийные школы работали здесь во всех райкомах партии. В июне 1917 г. партийные школы стали создаваться и в провинции – в Иваново-Вознесенске, Кинешме, Орехово-Зуеве, Сормово и др. В Центрально-промышленном районе, включая Москву, только в период двоевластия было открыто более 20 пропагандистских школ и курсов. Особое внимание уделяла большевистская партия проблеме повышения пропагандистского мастерства своих партийных кадров. Главные принципы политического образования – его партийность и научность - разработаны В.И. Лениным. Принцип партийности означает осуществление политического просвещения с классовых, пролетарских позиций, непримиримость в борьбе против буржуазной идеологии. Принцип научности предполагает исторический подход к анализу событий, вооружение слушателей знанием основных законов научного социализма, путей и средств завоевания политической власти пролетариатом. Важной особенностью партийной учебы большевиков было единство теории и практики. Большевикам был чужд абстрактно-просветительный, книжный метод обучения. Партии нужны были идейно закаленные работники, способные руководить массами в реальной жизни. Поэтому политучеба пропагандистов осуществлялась на основе анализа существующей действительности и в тесной связи с действиями пролетариата. Эффективность политпросвещения достигалась путем дифференцированного подхода к организации партийной учебы, который нашел свое выражение в создании трехуровневой системы обучения: начального, среднего и высшего уровней. Дифференцированно строилась и кружковая форма политической учебы. Существовали кружки и клубы для политического просвещения женщин-работниц, студентов, учащихся, рабочей молодежи и других слоев населения Российской империи. Первой систематической партийной программой для обучения рабочих была «Программа занятий в рабочих кружках», разработанная ПК РСДРП в 1903 г. Она ставила целью формирование из рабочих сознательных социал-демократов. В конце 1903 г. и в 1904 г. все комитеты РСДРП располагали рекомендациями и указаниями Центрального Комитета по ведению пропаганды. Непосредственное участие в разработке программ для пропагандистских кружков принимал В.И. Ленин. Он редактировал резолюции и проекты программ для занятий в кружках высшего и низшего типа, принятые на съезде литературно-пропагандистской группы, которая была образована при ЦК РСДРП в июле 1905 г. В годы первой русской революции были разработаны программы для кружковых занятий Екатеринбургским, Казанским, Одесским, Пермским, Петербургским, Томским, Уральским, Бобруйским, Витебским, Виленским, Минским, Псковским и Смоленским и другими комитетами РСДРП. В годы реакции широкое распространение получила программа для занятий в кружках высшего типа, составленная Московским окружным комитетом РСДРП. Она была рассчитана на 16 лекций, которые ориентировали слушателей на изучение экономического учения К. Маркса, научного социализма, партийной программы-максимум и программы-минимум, аграрного вопроса, сущности политических партий, истории и опыта социал-демократического движения в России и за границей, практики революционной борьбы в 1905—1907 гг. В программах кружков низшего типа ставились в основном те же вопросы, что и в программах кружков высшего типа, только в более доступной для слушателей форме. Акцент в таких программах делался на изучении членами партии опыта революции 1905— 1907 гг. Политическое образование стало системным - программы определяли теоретическую основу партийного просвещения и предлагали его методику. Каждая из программ несла в себе элементы педагогики, отвечала требованиям систематичности, последовательности и доступности изучаемого материала, правилам дидактики — идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Лекции читались по определенной системе, в определенной связи. Каждый цикл представлял собой как бы спецкурс, составляющий звено обучения. Лекции были связаны определенной тематикой, давали целостное представление о революционных проблемах. В пропагандистских кружках изучались Программа партии, произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, решения съездов и конференций РСДРП. Особенно широко было организовано изучение работ В.И. Ленина. В учебных программах большое место отводилось вопросам политэкономии, экономической истории России и Европы, сущности капитализма и неизбежности классовой борьбы, истории революционного движения в России и на Западе, истории РСДРП, вопросам внутренней и внешней политики самодержавия, проблемам демократической и социалистической революций, революционной тактики. В зависимости от текущей ситуации в стране некоторые темы выходили на первый план, им уделялось повышенное внимание или же добавлялись новые. Например, в период подъема революции большое знание приобретали вопросы организационно-технической подготовки вооруженного восстания. В программах обучения предусматривалось чтение лекций о вооруженном восстании, о временном революционном правительстве, технической стороне подготовки восстания, вооружении народа, организации боевых дружин, всеобщей политической стачке. В годы реакции анализировался и изучался опыт революции 1905—1907 гг., в частности опыт стачечной борьбы, Декабрьского вооруженного восстания, думской тактики и т.п. В связи с кампаниями по выборам во II, III, IV Государственные думы обсуждались вопросы, связанные с предвыборной борьбой и задачами социал-демократов в Думе. В годы империалистической войны программы кружков включали вопросы войны и мира, политики русской и международной буржуазии, проблемы империализма. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции в работе кружков на первое место встали задачи разоблачения империалистического характера войны и контрреволюционной сущности Временного правительства, разъяснения политики и тактики большевизма, необходимости перехода всей власти в руки рабочих и беднейших крестьян. Политическая учеба большевиков всегда велась в непрерывной борьбе против оппортунистических извращений ленинской тактики, нападок буржуазной идеологии. Это вырабатывало такие качества у обучающихся как активность, напористость, убедительность и аргументированность. Большевики постоянно совершенствовали формы и методы учебы, стараясь дать слушателям глубокие знания. Пропагандисты не только излагали и разъясняли материал, но и учили своих учеников самостоятельной работе и приемам применения знаний на практике. При этом они опирались на такие принципы педагогики, как сознательность и активность в усвоении знаний, связь теории с практикой, доступность и наглядность в обучении. Одним из главных способов обучения пропагандистскому мастерству был реферативный метод. В ходе подготовки реферата, при его чтении и обсуждении слушатели кружков или школ получали необходимые знания по методике ведения политических занятий, собраний и митингов, ораторскому искусству, теории пропаганды, пониманию социально-психологических особенностей аудитории. Впервые реферативный метод был введен в пропагандистских кружках в 90-х годах прошлого века. Чтение рефератов с беседами и дискуссиями по самым острым, злободневным проблемам широко практиковал В.И. Ленин. В кружках высшего типа после прослушивания лекций рабочие распределяли между собой темы и готовили рефераты. После чтения рефератов в кружках происходило их обсуждение. В кружках всех трех типов в обучении активно использовался и лекционный метод, поскольку на первый план выдвинулись агитационно-массовые формы работы. Лекционный метод позволял комитетам РСДРП меньшими силами охватить большее количество слушателей. Лекции пропагандистов сопровождались беседами, что особенно нравилось рабочим. Занятия в кружках носили дискуссионный характер. Такой способ ведения занятий особенно ценил и использовал В.И. Ленин. И.В. Бабушкин, вспоминая о занятиях в марксистском кружке, которым руководил Владимир Ильич, писал, что он старался вызвать у слушателей возражения или желание завязать спор и тогда подзадоривал, заставляя одного доказывать другому справедливость своей точки зрения, благодаря этому лекции носили живой, увлекательный характер. Такой метод обеспечивал активность слушателей, эффективность усвоения ими знаний, помогал им в приобретении навыков выступлений. Фактически все кружки, которыми руководил В.И. Ленин, носили характер практических школ, в которых рабочие учились выступать самостоятельно. Особенность партийного просвещения большевиков состояла еще и в том, что они стремились внедрить активные методы обучения, прививающие слушателям навыки самостоятельной работы, вызывающие у учащихся активную мыслительную деятельность. Самостоятельность работы слушателей выражалась в коллективном чтении и обсуждении сложных теоретических проблем. Для слабо подготовленных слушателей занятия в кружках проводились путем чтения пропагандистских брошюр с необходимыми пояснениями и комментариями. Особое внимание пропагандисты обращали на подбор фактического материала, убеждение фактами. В.И. Ленин учил пропагандистов и агитаторов уметь с фактами и цифрами в руках растолковывать вопросы социализма и русской революции. Должное место на занятиях уделялось эмоциональности в изложении, пробуждению интереса у слушателей. Задача состояла в том, чтобы, опираясь на собственный политический опыт рабочих, активизировать их мысль, научить их самостоятельно анализировать события и факты общественной жизни. Пропагандисты стремились добиться единства знаний с революционной практикой, раскрывали причинно-следственные связи исторических событий, их классовую сущность, политическую значимость. Метод глубокого логического анализа общественных явлений широко использовал В.И. Ленин. Как показывает опыт большевиков, политическое образование всегда было эффективным инструментом политического руководства, способствовавшим укреплению рядов партии, возрастанию ее роли в революционном движении, повышению уровня и эффективности всей партийной работы.
Организация подготовки пропагандистских кадров в современных условияхК нашему большому сожалению, следует признать, что подготовка пропагандистских кадров для работы с массами осуществляется в явно недостаточном объёме и с недостаточно высоким качеством. Возможно, именно в этом и состоит главная причина низкой протестной активности российского пролетариата – с ним просто мало кто работает, социалистическое сознание в массы вносится бессистемно, а само по себе оно у них не появится. Вот что писал по этому поводу И.В. Сталин: «Мы глубоко убеждены, что в этой задержке движения … виноваты не только внешние полицейские условия; тут не меньше повинна задержка в развитии… классового сознания, и отсюда – падение революционной энергии рабочих». Следует признать, что такое недостаточное внимание к пропагандистско-агитационной работе с массами, отсутствие должной системы подготовки пропагандистских кадров есть следствие того, что во многом нам достались в наследство, наряду с положительным опытом КПСС, и её отрицательный опыт. Идеологическая работа КПСС, всегда публично декларируемая, в последние годы её проведения в СССР по факту оказалась эффективной разве что в пропаганде мелкобуржуазных и либеральных идей. А вот защитить социализм она не смогла. Из чего следует сделать вполне закономерный и логический вывод – научному социализму в позднем СССР учили плохо, и любому, кто прошел курс подготовки по марксизму-ленинизму в это время, требуется сегодня основательное переобучение. Доказательством данного вывода может служить тот нелицеприятный для всякого коммуниста факт, что, несмотря на серьёзные усилия и некоторые достижения, должного влияния на массы пролетариата коммунисты пока не оказывают. Да, мы знаем и об объективных причинах этого факта. Но здесь мы рассматриваем именно работу коммунистов. А тут нам далеко до большевиков. Если мы действительно хотим победить капитализм, то придется многое в идеологической работе начинать с начала. И первое, что должны будут сделать коммунисты, это создать при своих партийных комитетах сеть пропагандистских кружков, курсов и школ для подготовки пропагандистов из членов своих партийных организаций, планируя в дальнейшем создание таких кружков на всех предприятиях страны для работы во всех слоях населения и во всех населенных пунктах. Такие кружки - это на сегодня удобная и доступная форма пропагандистско-просветительской работы, доступная каждому коммунисту, освоившему основы научного социализма. Продолжая постоянно повышать свой теоретический уровень, такой коммунист одновременно способен обучать других, объяснить слушателям своего кружка то, что понял и осознал сам. Это необходимый этап постановки всей агитационно-пропагандистской работы, это тот костяк, на который потом сможет опереться партия в своем влиянии на пролетарские массы. Это своего рода зерна кристаллизации классового сознания трудящихся, из которых только и может вырасти великая сила пролетариата, объединенного в класс для себя. Для подготовки пропагандистов и агитаторов при региональных и городских партийных комитетах имело бы смысл создать специальные пропагандистско-агитаторские 2-3 месячные курсы, а при районных и низовых партийных комитетах – пропагандистские марксистские кружки. Партшкола при Центральном комитете компартии могла бы заниматься повышением квалификации преподавательских кадров для региональных и городских партийных отделений. Пропагандистов и агитаторов мы должны подготовить множество и в срочном порядке. Работу следует начинать немедленно – время не ждет, рост протестной активности масс против существующей власти налицо, и мы должны непременно этим воспользоваться для пропаганды идей социализма. Обстоятельства и разочарования последних дней, связанные с результатами псевдовыборов президента, вызвали значительное полевение большей части протестующих. Многие их них поняли, что парламентским путем прийти к социальному и демократическому государству не удастся, что нужно искать иные пути, а для этого необходимо знать и понимать, что происходит и как всё это можно изменить. В массах растет осознание необходимости повышения своих знаний, и коммунистам следует непременно использовать подобный настрой для целей социалистической пропаганды. Если с массами не будет коммунистов, их тут же заменят анархисты, националисты или либералы. Следует в срочном порядке подготовить программы для кружков, курсов и пропагандистских школ, взяв за основу трехзвенную систему обучения большевиков. Разработать для каждого из звеньев обучения соответствующие программы и методики, снабдить их требуемой литературой или иными обучающими материалами для имеющихся у нас научных кадров не составит большого труда. Программа обучения для пропагандистов и агитаторов может включать, по нашему мнению, следующие темы и вопросы:
Современность - Устарел ли марксизм? - Рабочее движение сегодня. Перспективы развития современного революционного движения. - Программа компартии, ее тактика и задачи коммунистов на современном этапе. Цели коммунистов. Научный социализм - Материализм и диалектика. Религия и атеизм. - Классы и классовая борьба. История России как пример борьбы классов. - Основные законы капитализма. Накопление капитала. Конкуренция. Монополии. Кризисы. Империализм. Анализ современного этапа развития капитализма. - Закономерность перехода к коммунизму. Социалистическая революция. Диктатура пролетариата. - Государство. - Национальный вопрос при капитализме. История История России: - Состояние Российской Империи в начале 20-го века. Положение трудящихся и рост классовой борьбы. Первая русская революция 1905-1907 гг. 1 мировая война, ее причины и последствия для России и всего мира. Февральская революция в России. Советы как новая форма народовластия. Великая Октябрьская социалистическая революция. - История РСДРП(б) в дооктябрьский период. Формы и методы работы большевиков с массами. Роль и значение В.И. Ленина. История СССР: - Империалистическая интервенция и гражданская война. Строительство Советского государства. Национальный вопрос. Военный коммунизм. НЭП. Коллективизация. Индустриализация. Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного ВОВ народного хозяйства. Роль и значение И.В. Сталина. «Репрессии» и их причины. - Послесталинский период СССР. Политика Хрущева и ее последствия. Времена брежневского «застоя». - Перестройка. Политика Горбачева. Причины и методы уничтожения социализма в СССР и соцстранах. Причины распада СССР. - Реставрация капитализма в РФ и последствия для страны. Оценка современной ситуации в России. Искусство пропаганды - Пропаганда и агитация. Цели, задачи, содержание, формы работы. - Организация политпросвещения масс. - Логика. - Приемы и методы полемики. - Контрпропаганда. Разоблачение антисоветских мифов. Основные течения в оппортунизме и ревизионизме. - Ораторское искусство.
Для осуществления коммунистической пропаганды и агитации мы, так же как и большевики в свое время, должны использовать все возможные формы существующих на сегодня объединений трудящихся – это и профсоюзы, и клубы по интересам, и сообщества, и всяческие объединения граждан и т.д. Работу следует вести непременно во всех слоях нашего общества, подходя в пропаганде социалистических идей к каждому слою дифференцированно, с учетом его особенностей и интересов. Особое внимание следует уделить усилению работы в интернете, поиску наиболее оптимальных форм работы в нем. Через интернет вполне можно организовать дистанционное обучение значительного числа пропагандистов из разных регионов страны. Имеет смысл также ещё более активно использовать его для всесторонней коммунистической агитации, ибо интернет сразу может обеспечить значительную массовость аудитории, особенно ее молодежной части, что крайне важно для всего нашего революционного коммунистического движения. Необходимо подходить к методике политического обучения творчески, не допуская формализма и школярства, свойственных политпросвещению в поздней КПСС и принижающих заинтересованность слушателей в теоретической учебе. Следует активнейшим образом использовать такую форму обучения как дискуссии, шире применять самостоятельные формы обучения – рефераты и доклады, подготавливаемые самими обучающимися, с последующим их совместным обсуждением в учебных группах. Теоретическое обучение сейчас как никогда должно быть тесно связано с практикой, с реалиями классовой борьбы сегодняшнего дня. И это не только работа обучающихся на своих предприятиях и организациях, в своих партийных комитетах. Очень неплохо было бы привлечь будущих пропагандистов и агитаторов к более активной работе в интернете, где бы они могли на практике применять знания, получаемые на занятиях в политкружках и политшколах, непосредственно в дискуссиях отрабатывать аргументы, приемы и формы борьбы, учиться убеждать и опровергать аргументы противников. Думается, что нелишним было бы и создание специализированной интернет-рассылки, где бы пропагандисты и агитаторы со всей страны могли бы обмениваться практическим опытом, оперативно распространяя в своей среде наиболее удачные и действенные аргументы и приемы убеждения и контрпропаганды. Это позволило бы нам значительно увеличить эффективность и действенность нашей пропаганды, сократить время, необходимое для развертывания более широкой пропагандистско-агитационной работы в нашей стране, ускорить внесение социалистического сознания в широкие массы трудящихся России. Л. Сокольский Источники: 1. В.И.Ленин, ПСС, т.6, стр.132 2. В.И.Ленин, ПСС, т.7, стр.15 3. Волин М.К. «К вопросу об изучении состава большевистской партии накануне и в период революции 1905-1907 гг.» , М., 1976 4. Октябрь на Красной Пресне. Воспоминания с Х годовщине. М.,1927 5. «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине» В 5-ти т. М., 1969, т.2, с.35 6. И.В. Сталин «Российская социал-демократическая партия и ее ближайшие задачи». 7. В.П. Кожевников «Пропаганда и агитация большевиков в дооктябрьский период», М., Издательство политической литературы, 1983 г. |
|||
|
|||
Начало листа |
Главная страница
|
||
|
|||
Почтовый ящик ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru |