ЛЕНИНГРАДСКИЙ  КОМИТЕТ РКРП-РПК

Главная

Статьи Сообщения

Книги

Наши
галереи

Наша
музыка

Контакты

Листовки

Архив

Назад

Статьи

Продолжение

Анри Габо,

 Лиссабонский процесс:
ревизия, болезненная для трудящихся1

(Продолжение)

2.3 Последствия продуманной и организованной стратегии

 Европейские рекомендации находят выражение в конкретных программах государств, вырабатываемых каждым правительством. И ключевая фраза в этих программах – заставить работать как можно больше людей.

2.3.1. Увеличивать число временных рабочих мест

 В первую очередь имеется в виду активизация безработных со всеми вытекающими из этого условиями труда и найма. На практике ведется настоящая охота на безработных, чтобы заставить их согласиться на любую работу и подвергнуть санкциям в случае их отказа.

В Бельгии действует план сопровождения безработных, применяемый с 2003 года. Национальный план действий 2004 г, представленный в рамках Лиссабонского процесса, разъясняет эту меру так: «бельгийские власти убеждены, что увеличение числа просителей работы улучшает функционирование рынка труда и способствует повышению уровня занятости». Безработица возникает якобы не из-за отсутствия предложений работы, а из-за слишком слабой готовности работать у безработных. В докладе говорится: «хотя упор делается на усиленные помощь и сопровождение просителей работы, был введён элемент контроля готовности работать». В документе описаны конкретные меры, но подчеркивается, что если «проситель работы приложил слишком мало усилий, то применяется первая санкция». А «если результат снова окажется отрицательным, то пособие безработного будет сокращено до уровня социального минимума»»48. Это – конкретное наказание с целью заставить безработных соглашаться на любую работу. Согласно такой процедуре, именно они несут ответственность за свою бездеятельность.

Напомним, что эти меры сопровождались отменой статьи 80, предусматривающей лишение пособий. Многие расценили этот жест как смягчение санкций против безработных. Но сегодня ясно, что это совсем не так. Всё наоборот ! Это как раз и есть ужесточение санкций.

Бельгия далеко не единственная страна, применяющая такие методы. Швеция гордится тем, что именно она изобрела активизацию просителей работы. Но это было в 50-е годы, когда брали на работу всех подряд. Сегодня Швеция ориентируется на правила, применяемые скорее в США или Англии.

Так, согласно правилам, действующим с 5 февраля 2001 г, для того, чтобы получать пособие, безработный должен участвовать в составлении личного плана действий, одобренного службой занятости. Отказ от предложенной работы или от программы профессиональной подготовки влечет за собой сокращение пособия по безработице через 40 дней: при первом отказе пособие сокращается на 25%, при втором на 50%, а на третий раз его прекращают выплачивать.49 Эта система была ужесточена в середине сентября 2003 г. Отныне безработный тратить на поиски работы время эквивалентное полному рабочему дню и должен представлять в агентство по занятости отчет обо всех предпринятых им демаршах. Чиновники из службы занятости должны проверять правдивость отчета, а в противном случае предупреждать кассу страхования о возможности санкций.50 Если это – не охота, то нечто сильно на неё похожее.

Франция ввела подобную систему в 2001 г. Это называется персональный план, который безработный обязан подписать. Если он отказывается от работы, то подвергается санкциям.51 В 2003 году этот механизм был усовершенствован, как в Швеции. Национальный план действия наводит на размышления: «Получение выплат, заменяющих пособие, будет зависеть не только от предпринятых положительных и повторных шагов по поискам работы, но также и от участия в каждой акции помощи, в регистрации, в профессиональной подготовке, предложенной государственной службой занятости. Предусмотрена обновленная система контроля и санкций за невыполнение этих обязанностей, согласно которой строгость санкции зависит от характера нарушения».52

53 В 1999 г. исследование Национального института статистических исследований показало, что половина получателей RMI использовалась неполный рабочий день, хотя 88% из них хотели бы работать больше, и что 69% работали временно или по временному контракту.54 Переход на RMA должен усилить эту тенденцию, поскольку, по мнению правительства, «RMA с помощью финансовых рычагов стимулирует возобновление работы».55>55 Но, следовательно, люди уже соглашаются на любую работу.

В новой национальной программе Франции содержится еще одно признание: «сам факт постепенности санкций заставляет верить в их неизбежность и придаёт новой системе стимулирующий характер».56 Иными словами, цель ясна: заставить согласиться на любую работу. Наказывают не ради собственного удовольствия. Задача санкции – заставить человека не отказываться от предложенного места. И это отвечает поставленной цели: повысить уровень занятости. Если проситель работы остается неактивным, он наказывается. Наказание должно внушать страх. Это его роль.

В Германии эти меры были приняты по инициативе Петера Хартца – бывшего директора по кадрам фирмы «Фольксваген». Хартц давно известен как инициатор введения в Германии гибких расписаний работы.57 Находясь на службе социал-демократического и экологического правительства, именно он сейчас добивается активизации германских безработных. Эти меры с 1 по 4 были инициированы Хартцем.

Согласно директиве Хартца №1, вступившей в силу с 1 января 2003 г, наряду с общественной (государственной) службой занятости были созданы агентства по найму. Их особенность в том, что они – частные предприятия по временному трудоустройству. Они обеспечивают просителям работы временные должности, рассчитанные на заключение долгосрочных контрактов. Одновременно условия возобновления работы ужесточились. Безработный не может отказаться от предложенной работы, согласившись на которую теряет социальное пособие и даже будет получать зарплату ниже, чем его пособие по безработице. Приходится соглашаться даже на такую работу, вознаграждение за которую меньше, чем пособие по безработице.58 Приходится соглашаться даже на такую работу, плата за которую на 30 % ниже установленного законом минимума.59 Кроме того, человека, не имеющего семьи, могут заставить переехать в любой район Германии. Помощь по безработице оказывается только тем, что живет семейной парой.

Правила предусматривают, что безработный не может отказаться от работы, если поездка от дома до места работы занимает менее 2,5 часа в день (или менее 2 часов, в случае неполного рабочего дня и продолжительности работы менее 6 часов в день). В случае несоблюдения этих правил просителю работы перестают выплачивать пособие в течение 3 недель, затем – в случае рецидива – в течение 6 недель, наконец, после третьего нарушения – в течение 12 недель.60

Директива Хартца №2 развивает концепцию индивидуальных или семейных предприятий, «Ich AG» (анонимное общество «Я»). Это позволяет некоторым получать субсидии в течение трех лет, если этот человек создал свое собственное предприятие. Среди прочего, действует система «мини-работ», и для них заработная плата поднялась до 400 евро в месяц. Это либо работы с неполным рабочим временем, часто они предназначены для женщин, такие как секретарские должности, на которых не нужно обеспечивать социальный пакет. Осенью 2003 г. по оценке Федерального агентства по трудоустройству для 4,4 млн. человек такой способ трудоустройства был основным, и в случае 1,4 млн. зарплат это была вторая работа. В общей сложности «мини-работы» обеспечивают 17 процентов работы почтовой службы в Германии. 61 Директива Хартца №3 реорганизует общественную службу занятности. В соответствии с ней будет возможно выделить три тысячи человек, чтобы усилить работу по наблюдению и контролю. Положения Хартца дают условия для получения пользы от распределения безработицы.

Но всё дело — в директиве Хартца №4, которая вызвала справедливый отпор в Восточной Германии. Она предполагает, начиная с 1 января 2005 г, отмену помощи безработным, что затронет 2 млн. человек. До этого все ищущие работу получали единый тип пособия: распределение в соответствии с директивой №2. Для этого, они должны везде показывать, что они активно ищут трудоустройство. Вместо того чтобы помогать безработным, это новое пособие не соотносится с уровнем предыдущей зарплаты и не содержит понятия «допустимая» работа. Единственное приемлемое основание отказаться от работы, чтобы она не противоречила нормам нравственности.62

В каждой стране свои организации для безработных, но спланировано все на европейском уровне. Новые рабочие места не создаются. Потому что идёт игра вокруг предложения. И на этом уровне на тех, кто ищет работу, накладывается обязательство принимать не важно что, при неприемлемых условиях и при самых низких уровнях заработка, установленных капиталистами.

Бесполезно говорить, что это ведёт к развитию той «гибкой» работы, к «работе бедняков», как можно видеть из глобальной статистики занятности (см. пункт 2.1). Директивы Хартца в Германии инспирированы британской моделью.63 Эта самая модель характеризуется существенным ростом бедности и фактической нищеты, из-за того, что надо получить хотя бы какую-то работу. По данным ООН ниже черты абсолютной бедности, т. е., меньше, чем на четверть доллара в день на человека, в 1997 г. жили 13,5 % населения.64 Процент бедности утроился за период с 1979 по 1991 годы.

В декабре 2000 г. уже 26% англичан рассматриваются как бедняки.65 Но главное это то, что 57,3% семей, ставших бедняками в силу различных обстоятельств, имеют работу.66

В 2004 г. был проведен опрос, с целью установить, кто имеет «плохую работу»... по 4 критериям: низкая зарплата; отсутствие выплат за отпуск и по болезни; отсутствие оформления пенсии от предприятия (в Великобритании это весьма важно, поскольку государственные пенсии невелики); отсутствие возможности продвижения по службе. Вывод был категоричен: «Число трудящихся, работа которых подпадает хотя бы под один из четырех критериев, составляет от четверти до половины общего количества опрошенных. У четверти опрошенных низкая зарплата; у трети – нет права на получение пенсии от предприятия; у трети нет освобождения от работы по болезни, у четверти опрошенных нет никакой перспективы продвинуться - по карьерной лестнице, официально признанной на предприятии. У каждого из десяти работников налицо все показатели».67 Вот вам «социальная Европа», строительством которой занимаются европейские руководители!

Германия следует этому пути почти вслепую, впрочем, за ней идут и другие европейские страны. С 1994 г. действует закон о распределении рабочего времени, позволяющий вводить гибкие модели. Однако рабочий день был ограничен 8 часами, а новое положение от 2001 г. уточняет, что он может быть продлен до 10 часов, если соблюдена средняя продолжительность 8 часов. Таким образом, предприниматели могут установить 60-часовую рабочую неделю при условии, что средняя продолжительность остается 48 часов.68 По новому законодательству 2001 г. предприниматели «поощряются практиковать неполное рабочее время, если это позволяют поставленные задачи».69 Приоритет отдается гибкой, нетипичной схеме работы в ущерб занятости на полный рабочий день и без установленного срока окончания контракта. Тут становится понятно, почему эта последняя схема работы исчезает в общей статистике Евростата (см.п.2.1).

Согласно этой же логике на всей территории Германии в обязательном порядке созданы агентства по временному трудоустройству. Это означает, что наряду с государственной службой занятости необходима и такая система. А ведь эти агентства являются частными фирмами, которые «должны, прежде всего, быть конкурентоспособными. Их задача – нанимать безработных на временную работу в рамках контрактов, заключаемых со службой занятости».70 Такая ориентация на супергибкость и развитие системы временного найма либо уже существует во всех европейских странах, либо еще их ожидает.

Это же наблюдается в Голландии, которая уже достигла целого ряда показателей, намеченных на 2010 г. Под влиянием европейских властей правительство Голландии ополчилось против многочисленных получателей пособия по инвалидности: «задача правительства – сократить на 40% число новых получателей пособий по инвалидности, полностью нетрудоспособных, чтобы число их не превышало 25.000 в год. Отныне лица, сохранившие частичную трудоспособность, больше не будут иметь права на пособие по инвалидности. Они могут получать дополнительный доход, если они работают. А «если они не работают, то пособие по безработице и затем выплаты установленные законом о доходах престарелых с ограниченными физическими возможностями, т.е. социальной помощью без выяснения источников их существования. Инвалидность (потеря трудоспособности не менее чем на 35%) дает право на добавку к зарплате».71 Вот какой бюджет предусматривается для инвалидов – их просто приносят в жертву в интересах конкурентоспособности. В европейских странах нехорошо быть больным, инвалидом, да и вообще трудящимся, безработным и пенсионером.

Распространение таких ненадежных рабочих мест привлекает акул – любителей легкой прибыли и сомнительных операций. В той же Голландии все больше фирм использует трудящихся, находящихся на нелегальном положении, за которых фирмы не выплачивают социальных взносов и не соблюдают отраслевые коллективные договора. А соискателей работы на эти фирмы направляют посреднические агентства, давно созданные в этой стране и теперь широко распространенные в других европейских странах. Говорят, будто каждого четвертого просителя работы направят именно на эти недобросовестные предприятия.72 Так что бразильские рабочие, занятые на строительных площадках в Бельгии – далеко не единичный случай. Такая система продолжает распространяться, независимо от директивы Болкештейна.

2.3.2. Продлить трудовую деятельность всем лица наемного труда

 Другая важная составная часть европейской стратегии занятости – это сохранить как можно дольше на работе пожилой персонал, в возрасте от 55 до 64, а то и до 65 лет. Европейские власти хотят, чтобы и на этом уровне также была конкуренция за рабочие места. Они аргументируют это демографической проблемой и естественным старением населения. Нельзя отрицать эту реальность, которая к тому же влияет на финансирование социального страхования и социальные взносы (а также повышает стоимость рабочей силы – чего предприниматели боятся больше всего)го)73, но главная цель – это увеличить предложение рабочей силы в целом.

Между тем, европейские документы с оценкой жизнеспособности пенсионной системы утверждают обратное. Так, в совместном докладе Комиссии и европейского Совета о пенсиях 2003 г, в сводном документе о наиболее значительном выходе на пенсию того времени написано: «Вклад из государственного бюджета в систему социального страхования должен увеличиться с 2,6% от ВВП в 2000 г. до 5,5% в 2050 г. С таким положением можно справиться, если за длительный период времени будут получены крупные первоначальные активы, как это предусматривает программа стабилизации»…и»…74 Это утверждение было сделано задолго до Пакта солидарности поколений. Под «крупными первоначальными активами» подразумевается общественный бюджет с положительным сальдо. Можно спорить о том, за счет чего государство получает этот излишек средств, но совершенно очевидно, что получен он за счет трудящихся. Однако доклад объясняет, что этот излишек позволяет сэкономить на выплате процентов по долгам и, таким образом, финансировать будущий рост расходов на пенсии (при режиме досрочного выхода на пенсию). В докладе уточняется, «Бельгия включила в свою программ стабильности проекты в пересчете на современные показатели, что дает более полную картину влияния старения на социальное страхование в целом (+3,4% от ВВП), и показывает что бюджетные расходы, связанные со старением населения могут финансироваться будущим снижением выплат процентов по долгам»…75 На этом основании европейская администрация делают вывод, что Бельгия, наряду с Данией, Ирландией, Люксембургом, Голландией. Португалией и Финляндией страна, «где государственные пенсионные системы, по-видимому, вполне жизнеспособны в финансовом плане»76. Отметим только, что в отношении Бельгии такой вывод сделан лишь на том основании, что по сравнению с другими европейскими странами общий уровень пенсий очень невысок. А этого явно недостаточно.

Если, тем не менее, этот официальный доклад европейских инстанций и Бельгии публично признает государственную пенсионную систему жизнеспособной, то для чего нужен Пакт солидарности поколений? Ответ на этот вопрос дает совместный доклад: «новые реформы досрочного выхода на пенсию нужны в частности для поощрения более активного участия в трудовой деятельности лиц старше 50 и 60 лет, что также значительно способствовало бы жизнеспособности системы»…77 Итак, сокращение досрочного выхода на пенсию оправдывается в первую очередь не тем, что бельгийские власти и экономика в целом не смогут выплачивать пенсии. Ведь это, Как справедливо утверждает европейский документ, уже обеспечено другими мерами (которые иначе как скандальными не назовешь). Цель охоты за «пожилыми» является увеличение общего объема предложения труда в рамках плана, состряпанного на европейском саммите 2000 г. Это прямое следствие данного плана.

К тому же подобная политика разработана и применяется в других европейских странах. Хотя социальное обеспечение и пенсионная система входят в национальную компетенцию, фактически с 2001 г. (как и политика занятости) применяется метод открытой координации. Согласно этому методу каждая страна должна регулярно представлять план, где конкретно указано, каким образом будут осуществляться общие цели Лиссабонского процесса в области пенсий. А европейская администрация и другие страны будут оказывать давление на данную страну, чтобы она выполняла свой план.

В этой общей программе, выработанной в 2001 г, привлечение трудящихся к работе занимает видное место. Эти задачи изложены в пунктах 4 и 5. в пункте 5 прямо сказано, что долг каждого государства «следить за тем, чтобы помимо политики рынка труда и экономической политики все важные аспекты социального обеспечения, в частности система пенсий, содержали эффективные стимулы для привлечения самых пожилых рабочих; чтобы работники не поощрялись к досрочному выходу на пенсию и не наказывались, если остаются на рынке труда после наступления пенсионного возраста; чтобы пенсионные системы облегчали выбор постепенного выхода на пенсию»78. Тут ясно, чем был инспирирован бельгийский Пакт солидарности поколений.

В том же духе было принятое решение на европейском саммите в марте 2002 г. в Барселоне об увеличении на 5 лет реального срока выхода трудящихся на пенсию79. С тех пор проводилось много реформ в этой области. Они касаются блокирования фондов, выделенных на государственную пенсионную систему. Например, в Швеции правительство лимитировало социальные взносы, предназначенные для пенсий, на уровне 18,5% и в соответствии с ним выплачивает пенсии. Тоже самое в Голландии, где социальные взносы лимитировались на уровне 18,25%. Наряду с государственной системой, реформы проводятся и в частном секторе.

Некоторые другие меры еще более конкретно касаются выхода на пенсию и повышения степени занятости трудящихся в возрасте 55 – 64 года. Самым распространенным способом, бесспорно, является повышение официального возраста выхода на пенсию по закону. В частности для женщин тут тоже царит дух равенства и солидарности,80 но вверх тормашками: женщины тоже должны уходить на пенсию в 65 лет, как мужчины. Все возможности уйти на отдых в неопределенный срок постепенно устраняются.

Еще один способ принудительного продления рабочего стажа, это расчет полной пенсии по наибольшему количеству от проработанных лет. В Бельгии он составляет 45 лет. Но чтобы иметь 45 лет рабочего стажа и закончить карьеру в 65 лет нужно начать ее в очень раннем возрасте. Для женщин он составляет 44 года и эта цифра будет постепенно увеличиваться, пока не станет в 2009 г. такой же как у мужчин. В Австрии поступили еще радикальнее, период на базе которого рассчитывается пенсия, увеличили с 15 наиболее благоприятных лет до 40 лет.81

Одновременно ликвидируется система досрочного выхода на пенсию. Бельгийское правительство не осмелилось пойти на такую радикальную меру. Оно намерено лишь притормозить «преждевременный уход». Как во Франции или в Германии. А вот Дания показала самую большую скорость. Правительство в Копенгагене положило конец системе для новичков еще в 1996 г. и намерено ее полностью ликвидировать для всех к 2006 г.82 Австрия также с 1 июля 2004 г. ежегодно увеличивала ежегодно на 4 месяца возможный возраст выхода на пенсию. Так будет продолжаться до 2017 г, когда преждевременный уход на пенсию будет полностью запрещен.83

Точно также отменены все льготы, которыми пользовались трудящиеся. Когда были безработными. Отменены налоговые льготы или условия, позволяющие безработным досрочно уйти на пению с дополнительным пособием по безработице, гарантирующим прожиточный минимум. В ряде стран отменены специфические пенсии по инвалидности. Лица этой категории становятся безработными со всеми вытекающими отсюда последствиями для безработных. Они таким образом должны искать работу и если они недостаточно активны в этом плане, могут подвергнуться санкциям.

В ряде стран введены системы, позволяющие пожилым постепенно уходить на пенсию, продолжая при этом трудиться неполный рабочий день. Так обстоит дело в частности в Испании, Италии, Австрии, Германии. Предприятиям, использующим работников в возрасте старше 55, 60 или даже 65 лет снижают социальные взносы за этих сотрудников. В Австрии в октябре 2000 г. была введена упрощенная система премия/штраф. По этой системе фирма, нанимающая работника старше 50 лет, освобождается от оплаты взносов страхования по безработице. Ранее эти взносы сокращались только на 50% и требовалось, чтобы работнику было не менее 55 лет. Но если увольняется работник в возрасте, по крайней мере50 лет. То предприятие должно платить «штраф», который теперь стал вдвое больше.84 Все это не создает дополнительной занятости, но обеспечивает появление на рынке труда дополнительной массы работников. Это может вызвать лишь усиление конкуренции в ущерб работникам и в пользу хозяев предприятий и крупных акционерных фирм.

В этих рамках ежегодно Европейский Совет дает свои рекомендации, чтобы ориентировать планы действий стран в желаемом направлении. Рассматривать документы за период с 2000 г, т.е. с начала Лиссабонского процесса мы видим значительное совпадение предложений, поступающих от различных Европейских инстанций. На основании пяти докладов, представленных за этот период (2000 г, 2001 г, 2003 г. и 2004 г.) можно разбить их на 32 категории и сгруппировать в 18, представленных в таблице 5,36 по отдельным странам. Перед каждым государством проставлен номер темы, затронутой в докладе (максимум 5) которые содержатся в докладе.

Таблица 5. Число рекомендаций по отдельным темам представленных странами Европейского Союза 2000 – 2004 г. г.

Источник – Европейский Совет, рекомендации Совета по проведению в жизнь политики занятости в государствах-членах за различные годы.

Примечание – страны обозначены 3 первыми буквами, за исключением Голландии, обозначенной NED.

Прежде всего, видно, что каждая страна регулярно получает рекомендации, даже если она выполнила задачи поставленные перед ними. Далее можно констатировать, что некоторые предложения повторяются весьма регулярно. Например, просьба снизить налоги на трудящихся, в частности, для низкооплачиваемых. Это касается Бельгии, Германии, Дании, Финляндии, Швеции и Италии. Предложение относительно проведения политики активизации безработных. Ниже мы увидим, что фактически это означает охоту на безработных. Тема занятости «предпенсионеров», болезненная для Бельгии (и впрочем, для других стран), также звучит очень часто: в частности, докладах Бельгии37 каждый раз она занимает видное место, но то же самое наблюдалось в отчетах Франции, Италии, Люксембурга, Австрии и Германии до реформы 2003 г.

Более странно выглядят просьбы заставить работать лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) ради того, чтобы не устранять их с рынка труда. Впрочем, это основное предложение, с которым европейские власти обращаются к Голландии.

На основании вышеизложенное, можно заметить, что конечная цель европейской политики занятости – увеличить предложение рабочей силы, чтобы затруднить для трудящихся переговоры, и тем самым усилить позиции предпринимателей. В докладе 2002 г. европейский Совет более четко выражает свои опасения в отношении страны, в которой с 1999 г. уровень занятости превышает 70%. «Не смотря на нехватку в рабочей силе, численность трудоспособного населения ограничена из-за того, что высок процент трудоспособного возраста, которое получает пособие по инвалидности, безработице и социальную помощь». Отсюда рекомендация «сократить число новых получателей пособия по инвалидности» и «продумать вопрос об объединении различных пособий, включая местные пособия, которое выплачивается лицам с низким доходом, для того чтобы использовать все возможности предложения потенциальной рабочей силы и сократить бездеятельность».38 Иначе говоря, люди получают по инвалидности и/или по причине низкого дохода различные пособия, что затрагивает 772.600 человек при активном населении примерно 8,5 млн.39 Европейские инстанции намерены сократить число этих лиц, чтобы заставить их искать работу, в результате чего можно будет еще увеличить предложение рабочей силы. И это называется социальный подход? Тем более что, как показывают оценочные данные (если принять определение уровня относительной бедности доход менее 60% от среднего дохода40 на душу населения), то это относится примерно к 10% голландцев. Но если отменят пособия к пенсии, в связи с выходом на пенсию, то этот уровень быстро поднимется до 36%.41

Что касается той же Голландии, то отметим – Совет дает малое количество рекомендаций относительно женского труда и неравноправного положения женщин, хотя, напомним, 3 из 4 женщин заняты неполное рабочее время (по сравнению с только лишь 22,3% у мужчин42). В то же время другие страны получают огромное количество рекомендаций, в частности о неравенстве в оплате мужчин и женщин. Только один раз в 2004 г. в одном докладе было подчеркнуто, что следовало бы перевести некоторые рабочие места с частичной занятостью на полную занятость. Доклад 2001 г. несомненно, является наиболее интересным и откровенным, поскольку раскрывает подоплеку политики занятости Евросоюза. Так, Дании предлагается продолжать пристальное наблюдение и принять меры по недопущению преждевременного ухода на пенсию, «исходя из необходимости увеличения предложения рабочей силы»43. Но для чего нужен рост предложения рабочей силы? Потому что, как подчеркнуто в докладе по Ирландии, «как и в других странах-членах одной из основных проблем Ирландии является – избежать нехватки рабочей силы, и как следствие, давления трудящихся требующих повышения зарплаты».44 Вот оно что! Пусть руководители предприятий платят по минимуму, чтобы сохранить конкурентоспособность и обеспечить акционерам самый высокий дивиденд. Такова европейская политика занятости в интересах конкурентоспособности и накопления богатств капиталистами. А вовсе не в интересах занятости как таковой, и еще менее в интересах трудящихся.

В отношении Голландии констатируется тот же факт: «начинает ощущаться нехватка рабочей силы и вытекающее отсюда давление с целью повысить заработную плату»45. Тогда напрашивается только одно решение, направить инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями на работу. Видимо этим же объясняется, почему в 2004 г. Европейский Совет предложил распространить полную занятость на женщин, а не допускать, чтобы они оставались в узких рамках сегмента рынка труда. Какой парадокс! Ведь в последнем докладе о бедности в стране отмечается, что переход от бездеятельности к труду не всегда избавляет от нищеты! 46

Дошло до того, что европейские инстанции открыто требуют стабильности заработной платы, как в Испании и Великобритании в 2004 г. (строка 16 Таблицы 5). По мнению английского правительства «необходимо добиться, чтобы рост заработной платы не превышал рост производительности»47. Иначе говоря, необходимо, чтобы акционеры обогащались, поскольку тот доход от производительности, который не идёт трудящимся, получают в той или иной форме акционеры. Молодцы, что так ясно высказываются. Однако простой европейский гражданин обычно не читает рекомендаций Европейского Совета.

(Окончание)


Начало листа



Почтовый ящик сайта ЛК РКРП-РПК: LKRKRP@narod.ru